Безопасность на уроках по легкой атлетике
Безопасность на уроках по легкой атлетике
Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортивной площадке, реже — в спортивном зале. На занятия могут действовать факторы, способствующие росту травматизма и заболеваемости учеников:
• отрицательная температура воздуха;
• мокрый грунт (пол);
• сильный ветер;
• опавшая с деревьев листва;
• падение на скользком грунте или твердом покрытии;
• нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;
• выполнение упражнений в беге, прыжках и метании без разминки.
• Типичные травмы
•
При выполнении легкоатлетических упражнений возможны:
• растяжения связок локтевого, плечевого, голеностопного и коленного суставов;
• растяжения и надрывы двуглавой и четырехглавой мышц бедра;
• воспаление надкостницы большеберцовой кости;
• мышечные боли;
• ослабление свода стопы.
Иногда случается «гравитационный шок» — кратковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.
Меры по обеспечению безопасности
1. Качественно и всесторонне провести разминку. Она должна включать две части упражнений: обще подготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыжковые упражнения, ускорения).
Выполняя упражнения при разминке, необходимо придерживаться следующих методических правил:
o последовательно воздействовать на основные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц туловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);
o упражнения по своему характеру и интенсивности должны соответствовать предстоящей основной деятельности на уроке;
o общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направленности, с повторением каждого 6-8 раз. Специальные беговые упражнения выполняются для подготовки у занимающихся мышц и связок двигательного аппарата к интенсивной работе. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30-40 м, по 2-3 повторения.
2. При проведении занятий по бегу:
o осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;
o проводить бег только в одном направлении;
o на коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;
o за финишной линией дорожка должна продолжаться еще не менее чем на 15 м;
o не делать резко «стопорящую» остановку после бега.
3. При проведении занятий по прыжкам в длину.
o место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;
o во время прыжков следует периодически перекапывать песок, чтобы исключить жесткое приземление;
o подсобный инвентарь (грабли, лопаты) должен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;
o дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;
o необходимо соблюдать безопасную дистанцию при поточных прыжках;
o параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии между дорожками разбега.
4. При проведении занятий по прыжкам в высоту:
o в спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;
o места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;
o в случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к регулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегающихся с одной стороны (толчковая нога — левая), а затем — с другой (толчковая нога — правая);
o не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;
o не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной программой и правилами соревнований.
5. На занятиях по метанию:
o не проводить встречного метания;
o строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);
o команда «собирать снаряды» подается только после того, как все учащиеся выполнят метание;
o перед выполнением упражнений необходимо убедиться, что в секторе метания никого нет;
o не производить метание без разрешения учителя;
o не оставлять без присмотра спортивный инвентарь (малые мячи, гранаты);
o нельзя стоять справа от метающего и находиться в зоне броска;
o не ходить за снарядами для метания без разрешения учителя;
o не передавать снаряд для метания друг другу броском.
Во избежание травм сустава необходимо следить за тем, чтобы во время броска кисть со снарядом (мяч, граната) проносилась над плечом, а не через сторону.