Тематическое планирование внеурочной деятельности по ГТО (5-я ступень)
Тематическое планирование и содержание внеурочной деятельности на 5-я ступени комплекса ГТО (возрастная группа 16—17 лет (10—11 классы)).
Тематический план
№
п/п |
Разделы и темы занятий | Кол-во
часов |
|||
Раздел 1. Основы знаний | |||||
1 | Комплекс ГТО в общеобразовательной организации | 1 | |||
2 | Организация и проведение самостоятельных занятий по физической подготовке | 1 | |||
Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей | |||||
3 | Бег на 100 м | 6 | |||
4 | Бег на 2 (3) км | 6 | |||
5 | Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши) | 6 | |||
6 | Рывок гири 16 кг (юноши) k | 6 | |||
7 | Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девушки) | 6 | |||
8 | Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу (девушки) | 6 | |||
9 | Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамейке | 4 | |||
10 | Прыжок в длину с разбега | 6 | |||
11 | Прыжок в длину с места толчком двумя ногами | 4 | |||
12 | Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 мин | 4 | |||
13 | Метание гранаты на дальность | 8 | |||
14 | Бег на лыжах | 18 | |||
15 | Плавание 50 м | 18 | |||
16 | Стрельба из пневматической винтовки | 10 | |||
17 | Туристский поход с проверкой туристских навыков | 20 | |||
Раздел 3. Спортивные мероприятия | |||||
18 | «Сильные, смелые, ловкие, умелые» | 1 | |||
19 | «А ну-ка, юноши!», «А ну-ка, девушки!» | 1 | |||
20 | Общешкольные лично-командные соревнования по стрельбе, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы | 2 | |||
21 | «Мы готовы к ГТО!» | 2 | |||
ИТОГО | 136 | ||||
Раздел 1. Основы знаний (3 ч)
Вводное занятие (1 ч). Комплекс ГТО в общеобразовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом воспитании учащихся. Виды испытаний (тестов) 5-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебно-тренировочной деятельности во внеурочное время.
Занятие образовательно-познавательной направленности (1 ч).
Формы и содержание самостоятельных занятий. Организация самостоятельных занятий физическими упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в зависимости от возраста. Особенности самостоятельных занятий для девушек. Планирование самостоятельных занятий. Способы регулирования физических нагрузок и контроля за ними во время занятий физическими упражнениями. Взаимосвязь между интенсивностью нагрузок и уровнем физической подготовленности. Самоконтроль за эффективностью самостоятельных занятий.
Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей (126 ч)
Бег на 100 м (6 ч). Бег на 10—20 м со старта (развитие двигательной реакции и стартовой скорости). Бег на 40—60 м со старта (развитие максимальной скорости). Бег с ходу на 20—30 м с 10—15-метрового разбега (развитие максимальной скорости бега). Повторный бег на 80— 100 м со скоростью 90—95% от максимальной (развитие скоростной выносливости). Повторный бег на 120—150 м со скоростью 85—95 % от максимальной (совершенствование техники бега и скоростной выносливости). Бег на результат 100 м.
Подвижная игра «Парами от водящего». Встречная эстафета (расстояние 50—80 м).
Бег на 2 (3) км (6 ч).
Бег с равномерной скоростью в режиме умеренной (50—60 % от максимальной) интенсивности с постепенно увеличивающейся продолжительностью от 5 до 15 мин. Бег на 2 (3) км «по раскладке» (по специально рассчитанному графику преодоления отдельных отрезков дистанции) согласно нормативным требованиям комплекса ГТО.
Подтягивание из виса на высокой перекладине (юноши) (6 ч). Вис
на перекладине на согнутых под разными углами руках. Передвижение боком вправо (влево) на высокой перекладине в висе на согнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: узким хватом (ладонями к себе), широким хватом.
Подтягивание с закреплённым на поясе отягощением. Подтягивание из виса лёжа на параллельных брусьях с опорой прямыми ногами о жерди. Упражнения на силовых тренажёрах (различные виды тяги, сгибания рук в локтевых суставах).Прыжки в длину с места через ленту (верёвочку), расположенную на месте приземления согласно нормативам комплекса гто.
Выпрыгивания вверх из полуприседа на одной ноге с опорой рукой о рейку гимнастической стенки.
Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 мин (4 ч).
Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки с диском от штанги (2,5—5 кг) перед грудью. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, с максимальным количеством повторений (до предела) в режиме повторного способа выполнения с уменьшающимся интервалом отдыха. Наклоны туловища назад и вперёд сидя на скамейке, ноги закреплены, руки», с гантелями (набивным мячом) за головой (у затылка).
Метание гранаты на дальность (8 ч). Способы держания гранаты. Имитация и метание гранаты: с места, с одного шага, с двух шагов, с трёх шагов. Отведение гранаты на два шага: на месте, в ходьбе, в медленном беге. Метание гранаты с четырёх бросковых шагов (первые два шага — отведение гранаты). Бег с гранатой в руке (над плечом). Метание гранаты с укороченного и полного разбега на технику. Метание гранаты на заданное расстояние и на дальность.
Броски набивного мяча (2 кг) двумя руками из-за головы: с места, с шага.
Бег на лыжах (18 ч).
Передвижение попеременным двухшажным ходом с различной интенсивностью. Имитация метания и передвижение одновременным двухшажным коньковым ходом без палок и с палками (на пологом склоне и по равнинной местности). Повторный бег на лыжах — дистанция 100 м (30—32 с — юноши, 38—40 с — девушки) с уменьшающимся интервалом отдыха. Прохождение отрезков 0,5-—1 км с максимальной скоростью: с фиксацией времени, с определением победителя. Передвижение на лыжах с равномерной скоростью в режимах умеренной и большой интенсивности в течение 30—35 мин (юноши), 20—25 мин (девушки). Бег на лыжах на результат 5 км (юноши), 3 км (девушки).
Встречная эстафета без лыжных палок с этапами 100 м. Лыжная эстафета «Быстрая команда».
Плавание на дистанцию 50 м (18 ч).
Подготовительные упражнения: погружение в воду с задержкой дыхания 5—10 с, с выдохом в воду; скольжение на груди; скольжение на спине. Плавание способом «кроль на груди»: с помощью движений ногами (с поддерживающими средствами в руках) в согласовании их с дыханием; с помощью движений руками; в полной координации.
Плавание способом «кроль на спине»: с помощью движений ногами и с различным положением рук; с помощью одновременного гребка до
бёдер двумя руками; плавание на спине с помощью непрерывных движений ногами и поочерёдных гребков руками.
Плавание способом «брасс»:
1) с помощью движений ногами брассом н согласовании с дыханием, с доской в вытянутых руках;
2) с помощью непрерывных движений руками брассом в согласовании с дыханием; 3) в полной координации.
Старты в воду: с бортика бассейна, с тумбочки падением на руки. Стартовый прыжок с тумбочки, скольжение в воде, всплывание и первые гребковые движения. Повторное проплывание дистанций 25, 50 м произвольным способом с уменьшающимся интервалом отдыха.
Эстафеты с плаванием различными способами, по элементам и в полной координации.
Стрельба из пневматической винтовки (10 ч).
Прицеливание. Имитация выстрела. Выполнение выстрелов по мишени № 8 на кучность и на результат. Выполнение выстрелов с ограниченным временем. Комбинированное упражнение: стрельба по мишени № 8 из двух положений: сидя с опорой локтями о стол, затем стоя (дистанция 10 м). Стрелковые игры в тире: «Кто точнее», «Стрелковый поединок», «Турнир».
Туристский поход с проверкой туристских навыков (20 ч).
Состав медицинской аптечки для походов выходного дня. Выбор места для привала. Установка палаток. Размещение вещей в них. Предохранение палатки от проникновения насекомых. Выбор места для костра. Правила разведения костра, работы с топором, пилой при заготовке дров. Правила хранения и переноски колющих и режущих предметов.
Практические занятия: формирование походной медицинской аптечки, способы обеззараживания питьевой воды, ориентирование карты по компасу, ориентирование по местным предметам, действия в случае потери ориентировки, туристские узлы, разведение разных типов костров.
Туристское соревнование «Школа туризма» (этапы):
установка палатки, преодоление бревна, переноска пострадавшего, определение азимута на предмет, преодоление кочек, вязка узлов, разведение костра.
Раздел 3. Спортивные мероприятия (6 ч)
Спортивные мероприятия в форме соревнований должны планироваться заранее и равномерно распределяться в течение учебного года в соответствии с изучаемыми разделами тематического планирования.
Учебные соревнования проводятся для проверки освоения школьниками двигательных умений и навыков, указанных в данном тематическом планировании, а также для выявления уровня физической подготовленности учащихся (контрольные, тестовые) для сдачи нормативов ГТО..
Предполагаемые результаты реализации программы
В результате освоения содержания внеурочной программы учащиеся должны:
- знать виды обязательных испытаний (тестов) и испытаний (тестов) по выбору с 1-й по 5-ю ступень комплекса ГТО, правила безопасного поведения во время занятий физическими упражнениями и причины травматизма, технику и правила выполнения видов испытаний (тестов) комплекса ГТО;
- уметь соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности, правильно выполнять тестовые упражнения комплекса ГТО, максимально проявлять физические способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО, самостоятельно заниматься физическими упражнениями, способствующими разностороннему физическому развитию (с участием родителей);
- сдать нормативы с 1-й по 5-ю ступень комплекса ГТО в Центре тестирования по месту жительства.
- Рекомендаиии по созданию ресурсов реализации программы
Для реализации программы внеурочной спортивно-оздоровительной деятельности учащихся необходимо обеспечить определённые ресурсы: материально-технический, кадровый, организационный, информационно-методический.
Материально-технический ресурс.
- игровой спортивный зал;
- пришкольный стадион (площадка), оснащённый игровым и спортивным оборудованием;
- лыжная трасса;
- кабинет физической культуры, оснащённый компьютером;
- секундомер;
- перекладина гимнастическая;
- скамейки гимнастические;
- дорожка разметочная для прыжков в длину с места;
- теннисные мячи;
- мишени для метания (обручи гимнастические диаметром 90 см, закреплённые на стене);
- рулетка измерительная (2—3 м);
- инвентарь для проведения подвижных игр;
- стрелковый (пневматический) или электронный лазерный тир или место, оборудованное для стрельбы из пневматической винтовки;
- подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования;
- аптечка первой помощи;
- автоматический тонометр.
Кадровый ресурс:
- педагог, реализующий программу, является компетентным в вопросах физического воспитания школьников;
- уровень квалификации педагога соответствует задаче достижения планируемых результатов, организации эффективной внеурочной деятельности обучающихся.
Организационный ресурс:
- поддержание необходимой дисциплины;
- проведение занятий при строгом соблюдении правил техники безопасности и режима. Это позволяет избегать случаев травматизма, переутомления учащихся.
Информационно-методический ресурс:
- комплектность обеспечения внеурочной деятельности учебными пособиями, демонстрационными учебными пособиями, учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами с учётом достижения целей и планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности;
- качественные характеристики школьного сервера, школьного сайта, внутренней (локальной) сети, внешней (в том числе глобальной) сети.
Этапы реализации программы внеурочной деятельности по комплексу ГТО
Реализация программы осуществляется в 3 этапа.
Первый этап — организационно-подготовительный (август—сентябрь). На этом этапе создаются организационные условия успешной плановой внеурочной деятельности на учебный год по подготовке учащихся к выполнению нормативов и требований комплекса ГТО, решаются задачи по определению мероприятий, сроков (времени) их проведения и ответственных исполнителей, формируется информационная база (обеспечение учебно-методической литературой, электронными образовательными ресурсами и т. п.). Намеченные мероприятия расписываются в календарном плане организации внеурочной деятельности по месяцам и согласовываются с директором общеобразовательной организации. Это позволяет избежать накладок и несогласованности по времени с другими мероприятиями, проводимыми в общеобразовательной организации.
Второй этап — основной. Плановое выполнение мероприятий по комплексу ГТО (сентябрь—май). Проведение открытого урока «Комплекс ГТО —- основа здорового образа жизни». Факультативные и консультативные занятия со школьниками по программе комплекса ГТО. Проведение групповых учебно-тренировочных занятий и индивидуальная работа с учащимися. Проведение контрольных прикидок (соревнований, проводимых в ходе тренировочного процесса с целью контроля
над уровнем подготовленности занимающихся) и спортивно-массовых мероприятий по программе комплекса ГТО, приуроченных к Дню защитника Отечества, Дню Победы, проведение пеших туристских походов с проверкой туристских навыков, соревнований по спортивному ориентированию. Оказание методической помощи школьникам в подготовке к выполнению норм и требований комплекса ГТО. Участие в мероприятиях по комплексу ГТО, включённых в городской календарный план физкультурно-спортивных мероприятий. Участие в мероприятиях по тестированию общего уровня физической подготовленности школьников в Центрах тестирования по выполнению видов испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и умений в области физической культуры и спорта. Внесение результатов прохождения школьниками тестирования комплекса ГТО в специальный журнал и электронную базу данных общеобразовательной организации и учёт этих данных.
Третий этап — заключительный, аналитический-(май—июнь). Анализ результативности проведённых за учебный год мероприятий и показателей успешности сдачи школьниками нормативов комплекса ГТО. Подготовка отчёта о результатах своей работы перед педагогическим советом, директором и заместителем директора по воспитательной работе.
Скачать материал