Рабочая программа по физкультуре в 9 классе ФГОС на 2016-2017 уч. год
Данную рабочую программу можно использовать как для учебника А.П. Мавеева, так и В.И. Ляха.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Физической культура» II ступени создана на основе:
- «Федеральной комплексной программы физического воспитания» под редакцией доктора педагогических наук В.И. Ляха и канд. пед. наук . Зданевича. М.: Просвещение — 2014
- Рабочей программы «Физическая культура» / Предметная линия учебников. В.И. Виленского, В.И.Ляха. 5 – 9 классы: — М.: Просвещение, 2014
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, 2009 г.
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ» на 2016 – 2017 учебный год.
Соответствует учебному плану МБОУ «СОШ», принятому 30.08.2016 г. по которому на изучение физической культуры в 9 классе отводится 105 учебных часа (3 часа в неделю). Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введен приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета “Физическая культура” использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
Учебный предмет «Физическая культура» входит в образовательную область «Физическая культура».
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. Предмет «Физическая культура» в основной школе входит в предметную область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» и является основой физического воспитания школьников. В сочетании с другими формами обучения — физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ отмечено, что организация физического воспитания и образования в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объёме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ.
Данная программа создавалась с учётом того, что система физического воспитания, объединяющая урочные, внеурочные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребёнка, его самоопределения.
Главная цель рабочей программы должна определять формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой предмет, включённый в учебный план, также ориентирована на достижение этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного отдыха.
Образовательный процесс учебного предмета «Физическая культура» в основной школе направлен на решение следующих задач:
- содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
- обучение основам базовых видов двигательных действий;
- дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве, перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
- формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и нравственных качеств;
- выработку представлений о физической культуре личности и приёмах самоконтроля;
- углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях, снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время занятий, оказание первой помощи при травмах;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, избранными видами спорта в свободное время;
- выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве командира отделения, капитана команды, судьи;
- формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
- воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи, дисциплинированности, чувства ответственности;
- содействие развитию психических процессов и обучение основам психической саморегуляции.
Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения межпредметных связей из области разных предметов: литературы, истории, математики, анатомии, гигиены, физиологии, психологии и др.
Цель 3-го урока физкультуры — создание условий для реализации физкультурно-оздоровительной активности учащихся вне зависимости от уровня физической подготовки и уровня сформированности специфических умений по отдельным видам спорта. Поэтому содержание 3-го урока физкультуры направлено не только реализацию общепринятых разделов (лёгкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка и т.д.), но и на введение таких вариативных разделов, как хореография, ритмика, фитнес, спортивные и бальные танцы, национальные виды спорта, национальные спортивные игры и командные эстафетные игры.
Планируемые результаты освоения предмета «Физическая культура»
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 9 класса направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Результаты освоения содержания предмета «Физическая культура» определяют те итоговые результаты, которые должны демонстрировать школьники по завершении обучения в основной школе.
Требования к результатам изучения учебного предмета выполняют двоякую функцию. Они, с одной стороны, предназначены для оценки успешности овладения программным содержанием, а с другой стороны, устанавливают минимальное содержание образования, которое в обязательном порядке должно быть освоено каждым ребенком, оканчивающим основную школу.
Результаты освоения программного материала по предмету «Физическая культура» в основной школе оцениваются по трем базовым уровням, исходя из принципа «общее — частное — конкретное», и представлены соответственно метапредметными, предметными и личностными результатами.
- Личностные — включают в себя воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих социальные компетенции, правосознание, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
- Метапредметные — включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
- Предметные — включают в себя освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Содержание программного материала
Знания о физической культуре. Организация и проведение самостоятельных занятий спортивной подготовкой. Самонаблюдение во время занятий. Самоконтроль при занятиях физическими упражнениями. Учет индивидуальных особенностей при составлении планов тренировочных занятий. Туристские походы как форма активного отдыха. Здоровье и здоровый образ жизни. Правила проведения банных процедур. Организация и проведение занятий профессионально-прикладной подготовкой. Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями. История возникновения и развития физической культуры.
Способы физкультурной деятельности. Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой. Подготовка к занятиям физической культурой. Планирование занятий физической культурой. Оценка эффективности занятий физической культурой. Самонаблюдение и самоконтроль. Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Индивидуальные комплексы адаптивной и корригирующей физической культуры. Комплексы упражнений для коррекции фигуры, гимнастики для глаз, для профилактики нарушений осанки.
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью
Гимнастика с основами акробатики.
- Организационные команды и приемы.
- Акробатические упражнения и комбинации на гимнастическом бревне (девушки), брусьях, гимнастической перекладине, параллельных и разновысоких брусьях.
- Стойка на голове и руках.
- Подъем в упор переворотом махом и силой на перекладине (юноши).
- Подъем махом вперед в седы ноги врозь на брусьях (юноши).
- Вис прогнувшись на нижней жерди с опорой ног о верхнюю жердь (девушки).
- Длинный кувырок с разбега (юноши).
- Опорные прыжки — опорный прыжок согнув ноги и боком (юноши) и прыжок боком с поворотом на 90°.
- Висы и упоры.
- Развитие гибкости, координации движений, силы, выносливости.
- Лазанье по канату и гимнастической стенке.
Легкая атлетика.
- Беговые и прыжковые упражнения.
- Бег на длинные и короткие дистанции, эстафетный бег.
- Прыжки в длину с места, с разбега, в высоту с разбега.
- Метание малого мяча в вертикальную и горизонтальную мишень.
- Метание мяча на дальность с трех шагов разбега.
Лыжная подготовка.
- Правила техники безопасности при использовании лыж.
- Техника передвижения на лыжах.
- Подъемы, спуски, повороты, торможения.
- Попеременный четырехшажный ход.
- Переход с попеременных ходов на одновременные.
- Одновременный одношажный ход (стартовый вариант).
- Коньковый ход.
- Торможение «плугом».
- Торможение боковым соскальзыванием.
- Техника перехода с одного лыжного хода на другой.
Спортивные игры.
- Баскетбол. Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам.
- Волейбол. Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по правилам.
- Футбол. Основные приемы. Правила техники безопасности. Игра по Правилам.
- Гандбол. Основные приемы. Правила техники безопасности.Игра по правилам.
Упражнения общеразвивающей направленности. Общефизическая подготовка
Гимнастика с основами акробатики. Развитие гибкости, координации движений, силы, силовой выносливости, ловкости, быстроты.
Легкая атлетика. Развитие выносливости, силы, быстроты, координации движений.
Лыжные гонки. Развитие выносливости, силы, координации движений, быстроты.
Волейбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений, ловкости.
Баскетбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений, ловкости.
Футбол. Развитие быстроты, силы, выносливости, координации движений, ловкости.
Общеразвивающие упражнения. Разминочные упражнения и подготовительные.
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение предмета «Физическая культура»
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция):
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
- стандарт основного общего образования по физической культуре;
- примерная программа по физической культуре основного общего образования (5—9 классы);
- рабочие программы по физической культуре;
- учебники по физической культуре;
- методические издания по физической культуре для учителей.
- Демонстрационные печатные материалы:
- таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности;
- плакаты методические, портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения.
- Технические средства и экранно-звуковые пособия:
- телевизор;
- аудиоцентр;
- радиомикрофон;
- мегафон;
- компьютер и принтер;
- цифровая видеокамера;
- экран (на штативе или навесной);
- аудиозаписи к урокам и видеоматериалы.
- Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- стенка гимнастическая;
- бревно гимнастическое напольное;
- среднее гимнастическое бревно;
- высокое гимнастическое бревно;
- скамейки гимнастические;
- козел гимнастический;
- перекладины гимнастические (низкие, средние и высокие);
- канат для лазанья с механизмом крепления;
- мост гимнастический подкидной;
- комплект навесного оборудования (перекладина, брусья, мишени для метания);
- гантели наборные;
- коврики гимнастические;
- маты гимнастические;
- мяч набивной (1, 2, 3 кг);
- мяч малый (теннисный);
- скакалка гимнастическая;
- мяч малый мягкий;
- палка гимнастическая;
- обруч гимнастический;
- сетка для переноса мячей;
- планка для прыжков в высоту;
- стойки для прыжков в высоту;
- дорожка разметочная для прыжков в длину с места;
- рулетка измерительная;
- щиты баскетбольные с корзинами;
- мишени горизонтальные и вертикальные;
- мячи баскетбольные;
- жилетки игровые;
- волейбольные стойки, сетки, мячи;
- табло перекидное;
- ворота для мини-футбола;
- мячи футбольные;
- компрессор для накачивания мячей;
- аптечка медицинская.
Материально-техническое обеспечение предмета «Физическая культура» также должно включать необходимый набор спортивного инвентаря и оборудования с учетом особенностей образовательного, процесса на каждой ступени общего образования, специфики видов спорта в данной образовательной организации.
Календарно-тематическое планирование в 9 классе | |||||
№
уро ка |
Тема урока, раздел | Дата
проведения |
Примечания | ||
План. | Факт. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
I четверть | |||||
Знания о физической культуре. Легкая атлетика (20 часов ) | |||||
1 | Организационно-методические требования на уроках физической культуры |
|
|
|
|
2 | Тестирование бега на 100 м | ||||
3 | Бег на короткие дистанции | ||||
4 | Тестирование бега на 60 м с низкого старта и челночного бега 3 х 10 м | ||||
5 | Техника метания мяча на дальность с разбега | ||||
6 | Тестирование метания мяча на дальность с разбега | ||||
7 | Тестирование бега на 2000 и 3000 м | ||||
8 | Прыжок в длину с разбега способами «прогнувшись», «согнув ноги» и «ножницы» |
|
|
|
|
9 | Тестирование прыжка в длину с разбега | ||||
10-12 | Равномерный бег. Развитие выносливости | ||||
13-15 | Броски малого мяча на точность , | ||||
16 | Прыжки в высоту | ||||
17 | Тестирование прыжка в высоту способом «перешагивание» | ||||
18 | Прыжки в высоту | ||||
19, 20 | Прохождение легкоатлетической полосы препятствий | ||||
Спортивные игры. Футбол (7 часов) | |||||
21 | Техника удара по летящему мячу внутренней стороной стопы | ||||
22 | Удары по летящему мячу подъемом ноги | ||||
23 | Удары по катящемуся и летящему мячу подъемом ноги | ||||
24 | Остановка опускающегося мяча внутренней стороной стопы | ||||
25,26 | Вбрасывание мяча и остановка мяча грудью | ||||
27 | Контрольный урок по теме «Футбол» | ||||
II четверть | |||||
Гимнастика (14 часов) | |||||
28 | Инструкция по технике безопасности на занятиях гимнастикой | ||||
29 | Длинный кувырок с разбега | ||||
30 | Стойка на голове и руках | ||||
31,32 | Акробатические комбинации | ||||
33 | Упражнения на гимнастическом бревне и перекладине | ||||
34 | Подъем переворотом махом и подъем силой | ||||
35, 36 | Комбинации на гимнастическом бревне и перекладине | ||||
37, 38 | Упражнения на брусьях | ||||
39,40 | Комбинации на брусьях | ||||
41 | Контрольный урок по теме «Брусья» | ||||
42 | Опорные прыжки | ||||
43 | Опорный прыжок боком | ||||
44 | Опорные прыжки | ||||
45 | Контрольный урок по теме «Опорный прыжок» | ||||
Спортивные игры. Гандбол (3 часа) | |||||
46 | Спортивная игра «Гандбол» | ||||
47 | Броски мяча и взаимодействие игроков в гандболе | ||||
48 | Спортивная игра «Гандбол» | ||||
III четверть | |||||
Лыжная подготовка (14 часов) | |||||
49 | Инструкция по технике безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Попеременный двушажный ход, одновременный двухшажный ход | ||||
50 | Попеременный четырехшажный ход | ||||
51 | Переход с попеременных ходов на одновременные | ||||
52,53 | Чередование различных лыжных ходов | ||||
54, 55 | Коньковый ход на лыжах | ||||
56,57 | Подъемы на склон и спуски со склона | ||||
58,59 | Торможение боковым соскальзыванием | ||||
60 | Прохождение дистанции 2,5 км на лыжах | ||||
61 | Прохождение дистанции 3 км на лыжах | ||||
62 | Контрольный урок по теме «Лыжная подготовка» | ||||
Спортивные игры. Волейбол (12 часов) | |||||
63 | Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками | ||||
64 | Волейбол. Передачи мяча сверху двумя руками в прыжке и назад | ||||
65 | Волейбол. Передача мяча сверху за голову, прием мяча снизу, нижняя прямая и боковая подачи |
|
|
|
|
66 | Сложно координационные волейбольные упражнения | ||||
67, 68 | Волейбол. Прямой нападающий удар | ||||
69, 70 | Волейбол. Блокирование | ||||
71 | Волейбол. Тактические действия | ||||
72-74 | Волейбол. Игра по правилам | ||||
75 | Контрольный урок по теме «Волейбол» | ||||
Спортивные игры. Баскетбол (3 часа) | |||||
76 | Баскетбол. Передвижения, повороты, броски мяча в баскетбольную корзину |
|
|
|
|
77, 78 | Баскетбол. Передачи мяча и броски в баскетбольную корзину | ||||
IV четверть | |||||
Спортивные игры. Баскетбол (10 часов) | |||||
79, 80 | Баскетбол. Штрафные броски | ||||
81 | Баскетбол. Вырывание и выбивание мяча | ||||
82,83 | Баскетбол. Перехват мяча | ||||
84 | Баскетбол. Нападение и защита | ||||
85,86 | Баскетбол. Игра по правилам | ||||
87 | Контрольный урок по теме «Баскетбол» | ||||
88 | Спортивные игры | ||||
Легкая атлетика (17 часов ) | |||||
89 | Метание малого мяча в горизонтальную цель | ||||
90 | Метание малого мяча в вертикальную цель | ||||
91 | Кроссовая подготовка. Бег на средние дистанции. Развитие выносливости |
|
|
|
|
92 | Тестирование бега на 100 м | ||||
93 | Тестирование бега на 60 м с низкого старта и челночного бега 3 х 10 м | ||||
94 | Тестирование метания мяча на дальность с разбега | ||||
95 | Тестирование прыжка в длину с разбега | ||||
96, 97 | Равномерный бег. Развитие выносливости | ||||
98 | Тестирование бега на 2000 и 3000 м | ||||
99, 100 | Эстафетный бег | ||||
101 | Эстафеты. Скоростно-силовая подготовка | ||||
102 | Эстафеты, подвижные и спортивные игры | ||||
103 | Эстафеты, подвижные и спортивные игры | ||||
104 | Эстафеты, подвижные и спортивные игры | ||||
105 | Эстафеты, подвижные и спортивные игры | ||||