На пути к совершенству: различные направления йоги
В основополагающем труде «Йога-сутра» мудрец Патанджали описал восемь ступеней на пути к воссоединению души с изначальной Абсолютной энергией:
- Первая ступень, Яма, определяет поведение человека по отношению к другим людям, или социальную дисциплину;
- Вторая ступень, Нияма, задаёт отношение человека к самому себе, или личную дисциплину;
- Третья ступень, Асана, учит практике поз для физической дисциплины тела;
- Четвёртая ступень, Пранаяма, помогает достигать гармонии через контроль за дыханием;
- Пятая ступень, Пратьяхара, учит воздержанию, или дисциплине чувств;
- Шестая ступень, Дхарана, практикует внутреннее сосредоточение;
- Седьмая ступень, Дхьяна, соединяет душу с Божественностью через медитации;
- Восьмая, высшая ступень – Самадхи, даёт состояние самореализации.
Все ступени взаимосвязаны, каждая дополняет остальные на пути к общей цели.
Направления йоги
Так сложилось, что единая система со временем распалась на отдельные направления, каждое из которых делает акцент на каком-либо конкретном элементе. Появилось множество йог: Хатха-йога отражает первые четыре ступени системы Патанджали через дисциплину тела, Раджа-йога – последние четыре ступени через развитие психики. Бхакти-йога следует пути поклонения божествам, Тантра-йога изучает достижение гармонии при взаимодействии противоположностей, Надо-йога действует на тело и психику с помощью звуков мантр.
В западную цивилизацию йога попала в 19 веке. Поскольку идеи самосовершенствования через соблюдение этических законов тогда не получили широкого распространения, йогу стали рассматривать как экзотическую гимнастику, как набор упражнений для оздоровления организма. Именно поэтому, говоря про занятия йогой, чаще всего имеют в виду Хатха-йогу.
«Хатха» означает одновременно и силу, и принуждение, и единство противоположностей. Тот, кто занимается по этой системе методично и упорно, приобретает силу, здоровье тела и духа, умение управлять своим организмом, долголетие и радость активной жизни.
В зависимости от методов преподавания хатха-йоги выделяются несколько школ. Сейчас в мире наиболее распространена школа Айенгара. Сам Айенгар, которому уже 95 лет, стал лучшим подтверждением эффективности занятий йогой. Он продолжает вести занятия в своей школе в Пуне, в Индии. Особое внимание он уделяет правильному выполнению асан, вплоть до мельчайших деталей.
Раджа-йога означает» царскую» йогу, то есть достижение союза с Высшим Я способом, достойным царей. Она учит сосредоточению, концентрации, правильной медитации. Ученик много размышляет на духовные темы. Через концентрацию и усиление воли он приобретает различные способности: постигает Истину и становится хозяином физического мира. Кропотливая работа над собой раскрывает высшие силы, позволяет управлять явлениями природы.
Медитация, используемая в Раджа-йоге, по своему воздействию равносильна выполнению упражнений. Это процесс очищения сознания от всех мыслей, вызывающий преображение человека как на физическом, так и на психологическом уровне. При медитации активизируются незадействованные ранее участки мозга, нервная система начинает работать более рационально, накапливается внутренняя энергия, которая тут же распределяется в соответствии с потребностями организма.
Цель медитативных практик – показать человеку бесконечность внутреннего мира и её единство с бесконечностью космоса
Пранаяма-йога, одна из восьми ступеней Патанджали, практикует сознательный контроль над дыханием. Прана – универсальная энергия всего живого, получаемая людьми в процессе вдыхания воздуха. Управляя дыханием, можно управлять состоянием организма, правильно перераспределять энергии внутри тела.
Независимо от выбранного направления йоги, во время занятий душа просветляется, внутри зарождаются гармония, счастье, единство с окружающим миром.
Источник: yoga-sutra.org