[an error occurred while processing the directive]

Повышение интереса учащихся к физкультуре и формированию ЗОЖ

Повышение-интереса-учащихся-к-физкультуре-и-формирование-ЗОЖАвтор: Данько А.В., учитель физической культуры и ОБЖ федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения  «Средняя общеобразовательная школа № 3» г. Приозерск

  1. Оглавление.
  2. Пояснительная записка.
  3. Введение.
  4. История фитнеса.
  5. Актуальность.
  6. Цели программы..
  7. Задачи программы..
  8. Ожидаемый результат.
  9. Тематический план.
  10. Содержание программы..
  11. Программа занятий.
  12. Этапы занятия и выполняемые упражнения.
  13. Методические рекомендации.
  14. Методы реализации программы..
  15. Формы организации деятельности.
  16. Принципы обучения.
  17. Зачётные требования.
  18. Список использованной литературы..
  19. Приложение 1.
  20. Календарно–тематический план.
Повышение интереса учащихся к предмету физической культуры и формирование здорового образа жизни

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель.» 

Лев Николаевич Толстой

 Пояснительная записка

Актуальность. Проблема базовой подготовки школьников представляет в настоящее время особый интерес в связи с выраженными изменениями социальных, экологических и экономических условий жизни общества. Однако разработка основополагающих методических рекомендаций по широкому использованию различных методов базовой физической подготовки, сдерживается дефицитом научных исследований. В этой связи изучение. В этой связи изучение возрастной динамики качеств школьников в процессе всего периода обучения представляет практический интерес. Это позволяет выявить педагогические и физиологические закономерности в развитии возможностей и на этой основе более объективно планировать дозируемые нагрузки с учетом возраста на уроках физического воспитания. Основной предпосылкой разработки методики базовой подготовки школьников послужили сведения о специфичности влияния на их организм нагрузок, как влияет не только на физическое, но и умственное развитие подростков.

Однако проблема, по мнению многих авторов, состоит не только в том, можно или нельзя давать тому или школьнику те или иные нагрузки. Если будет получен ответ на вопрос: «Как надо тренировать учащихся, применяя те или иные методы и принципы без ущерба для здоровья?», то заниматься могут практически все здоровые люди без ограничений. Ведь упражнения могут быть и легкими, и тяжелыми. Любой двигательный акт человека сопряжен с проявлением различных физических качеств.

Роль спорта в формировании личности.

Среди наследуемых и приобретаемых качеств человека, определяющих готовность его к труду, особую роль играет физическая кондиция, общий физиологический статус.

Социальные функции спортивной деятельности по отношению к отдельному человеку и по отношению к человечеству в целом – различны. Применительно к отдельному индивидууму спорт является средством самосовершенствования, достижения предельно возможного развития физических способностей. В спорте человек обретает душевный комфорт, способность к самоанализу, самонаблюдению, критическому отношению к собственным ошибкам, достижениям и неудачам. Современный спорт высших достижений требует наблюдательности, умение быстро оценивать ситуацию, молниеносно принимать решения. Высокоразвитый, острый ум спортсмену нужен не только для вдумчивого изучения специальной спортивной литературы, но и для срочного анализа своих достоинств и недостатков, точного исполнения тактических и стратегических элементов спортивной борьбы. Наконец, в спорте каждый человек может наилучшим образом выразить себя в деятельности, которая ему более всего по душе. В процессе занятий спортом формируются такие важные черты характера, как стремление помочь товарищу, доброжелательность, честность и бескорыстие при выполнении сложных обязанностей, связанных с требованиями тренировки и соревнований.

Спорт – одно из эффективных средств формирования социально ценной личности. Выполнение огромных объемов тренировочной нагрузки формирует трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм – эти столь необходимые для человека качества. Выявление и воспитание спортивных талантов. Удовлетворение потребности в разумном, эмоционально насыщенном проведении свободного времени – одна из существенных сторон социальной функции спорта. Спорт выполняет и социально-политическую функцию, создавая условия для укрепления международных контактов, развития и укрепления международной солидарности и мира.

Становление, формирование личности является и самореализацией, самовыражением человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых индивидуумом в человеческом обществе. Уровень социализации индивидуума, соответствие его мировоззрения идеалам общества, отношение к труду, следование нормам нравственности, коллективизм, гражданская зрелость и, наконец, физическое совершенство в значительной мере связаны с биологическими, природными задатками. Однако решающую роль в формировании личности играют господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место.

Тренированность и спортивная форма. Спортивная форма – состояние оптимальной готовности спортсмена к достижению максимального результата – отражает высшую степень развития тренированности, и в данном смысле эти понятия тождественны. Оптимальная готовность организма характеризуется высокими функциональными возможностями отдельных органов и систем, совершенной координацией физиологических процессов, способностью к интенсификации функций, устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов внешней и внутренней среды, стабилизированным двигательным навыком, высоким техническим и тактическим мастерством. Выражением высокой степени слаженности функций двигательного аппарата и внутренних органов является ускорение врабатываемости и восстановительных процессов.

Спортивная форма характеризуется также особым психологическим фоном, тесно связанным с физиологическими изменениями в функциях кинестетического анализатора («чувство воды» у пловца, «чувство снега» у лыжника). В состоянии спортивной формы повышается роль сознательного контроля за эмоциональным состоянием. Столь обширный и сложный комплекс изменений двигательной, вегетативной, психической сфер деятельности формируется постепенно.

Тренировочный эффект при использовании специфических нагрузок с анаэробной направленностью наблюдается через 2-2,5 месяца. В видах мышечной деятельности, обеспечиваемой аэробными источниками энергии, тренированность существенно возрастает через 3-4 месяца. Время достижения оптимальной спортивной формы составляет 5 – 6 месяцев. Этими сроками определяется и продолжительность подготовительного периода в годичном тренировочном цикле.

Основными физиологическими предпосылками достижения спортивной формы являются повышение общего уровня функциональных возможностей организма и прогрессивные морфологические перестройки. Оптимальную функциональную готовность отдельные системы организма достигают не всегда одновременно. Физическая работоспособность в своем развитии может опережать техническую и тактическую подготовленность, или наоборот.

Для фазы относительной стабилизации спортивной формы характерно снижение темпов дальнейших биологических перестроек. Внешнее выражение этой фазы заключается в устойчивых высоких спортивных результатах с тенденцией к росту. Продолжительность сохранения спортивной формы колеблется от 2-3 до 4,0-5,5 месяцев. Прекращение тренировки ведет к сравнительно быстрой утрате достигнутого: через 3-6 месяцев физическая подготовленность снижается до исходного уровня. Особенно быстро идет этот процесс в первые 10-15 дней. Высокая специальная работоспособность, острота ощущения потенциального спортивного успеха утрачиваются уже в первые 1,5-2 недели.

На этой основе стало возможным углубить и расширить конкретизировать систему многолетней тренировки детей и подростков в различных видах спорта. Все это в полной мере соответствует концепции развития отечественной науки в области физической культуры и спорта, направленной на поиск эффективных средств и методов физического воспитания подрастающего поколения с учетом социально-экономических условий жизни общества на современном этапе. Сегодня остро стоит проблема недостаточной двигательной активности среди детей и подростков. Современные школьники большую часть дня проводят в школе и дома за учебным столом и компьютером без активных движений. Количество часов, отводимых в школьной программе для уроков физического воспитания, катастрофически недостаточно для растущего организма. Не все дети могут заниматься спортом и выполнять нормативы по физической культуре, а занятия фитнесом дают возможность получать нагрузку без ущерба для здоровья.

В ФГКОУ СОШ №3 функционирует спортивный клуб «ПАНКРАТИОН» по следующим направлениям: волейбол, баскетбол, атлетическая гимнастика, мор жевание, акробатика, художественная гимнастика и т.д. Деятельность в этих направлениях осуществляется с целью повышения спортивного мастерства учащихся и проявления высоких результатов в избранном виде. Следовательно, содержание занятий имеет узкую направленность, и посещают их учащиеся более успешные в том или ином виде спорта. Рассматривая вопрос применения различных направлений фитнес–аэробики в практике деятельности клуба, можно сказать, что этот вид физкультурно-спортивной деятельности позволит привлечь большее количество учащихся разного возраста, состояния здоровья и уровня подготовленности, каждому раскрыть свой внутренний потенциал. Разнообразие программ, постоянно обновляющийся арсенал средств и методов оздоровительной аэробики подтверждают возможности целенаправленного ее использования, для решения задач оздоровления детей и подростков школы.

Данная программа занятий позволит восполнить дефицит двигательной активности школьников, привлечь их к регулярным занятиям физическими упражнениями, формировать навыки сложных движений, культуру движений и тела, эстетику движений, пропагандировать идеал психического и физического здоровья, молодости, красоты и успешности в жизни.

Упражнения, внедряемые в занятия обычных уроков и секционных занятий сочетают эстетическую привлекательность аэробики, загадочность йоги, практичность атлетизма и эффективность единоборств и силовой выносливости игровых видов спорта на примере ручного мяча. Это позволяет заинтересовать школьников с разными интересами и сочетать одновременно разные формы упражнений сообразно предпочтениям отдельных групп школьников в одном занятии.

Программа по своему содержанию позволяет ввести отдельные элементы аэробики (с предметами и без предметов) в вводную часть урока с 9 класса по 11 класс, а также включать композиционные программы аэробики, фитнеса, атлетической гимнастики, стретчинга в основную часть некоторых уроков физической культуры

Гипотеза исследования — Уровень развития физических качеств будет повышаться более эффективно если в процесс общей физической подготовки применить систему занятий с выполнением особых упражнений тестов

Объект исследования — ОФП школьников, влияние на организм различных упражнений по качествам.

Предмет исследования –стабильные предпосылки положительного развития организма школьников

Новизна. Учитывая, как мало современные дети уделяют свое время занятиям физической культуры, решил провести обработку с помощью тестирования учащихся 5-11 классов, занимающихся только на уроках и детей, посещающих дополнительно секции атлетизма и ручного мяча для выявления степени и уровня физической подготовки до, и после обучения.

Это тестирование повысит эффективность в построении учебного процесса о целесообразности использования применяемых средств в обучении.

Цель исследования — на основании внедренных и апробированных методов обосновать актуальность совершенствования подготовки школьников средствами данной нагрузки.

Задачи исследования:

образовательные

  • освоение основных навыков здорового образа жизни;
  • ознакомление с критериями правильной осанки;
  • освоение навыков владения своим телом;
  • привитие навыков осознанного отношения к своим движениям, действиям, поступкам;
  • развитие навыков самоконтроля в физической (двигательной активности) и психологической сферах;
  • развитие творческих способностей детей через освоение сложных двигательных навыков.

оздоровительные

  • увеличение мышечной массы;
  • увеличение силы мышц;
  • укрепление связочного аппарата;
  • корректировка осанки;
  • постановка правильного дыхания;
  • формирование базовых навыков и совершенствование сложных форм двигательной активности;
  • повышение уровня мышечной тренированности;
  • развитие физических качеств;
  • развитие чувства ритма.

воспитательные

  • стимулирование личностной активности в освоении физических упражнений и здорового образа жизни;
  • пробудить интерес к физической активности;
  • пропаганда здорового образа жизни;
  • воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью, популяризация видов аэробики и атлетической гимнастики;
  • снятие эмоционального стресса от школьных нагрузок;
  • обучение детей основам фитнес аэробики с элементами атлетической гимнастики и единоборств;
  • дать понятие о нормах дисциплины и правилах поведения на занятиях;
  • развитие качеств личности (смелости, самостоятельности, уверенности в себе);
  • выявление талантливых воспитанников.

Цели и задачи

Программа имеет следующие цели.

  • совершенствование физического развития учеников 5-11-х классов;
  • физическое развитие детей (укрепление сердечно-сосудистой системы; развитие выносливости; развитие силы мышц; развитие гибкости);
  • повышение функциональных возможностей их организма;
  • развитие психофизиологических качеств и повышение самооценки на фоне укрепления здоровья в интересах улучшения успеваемости;
  • формирование здорового образа жизни.
  • обосновать проблему. — рассмотреть современные аспекты подготовки подрастающего поколения;

Новизна и практическая значимость заключается в целенаправленном, систематическом использовании средств. Для разностороннего влияния на организм занимающихся и целенаправленного развития их качеств.

Ожидаемый результат

Учащиеся должны знать:

— направления оздоровительных видов деятельности;

— влияние занятий на организм человека;

— возможности в области сохранения и укрепления здоровья;

— средства восстановления в оздоровительной тренировке;

— особенности питания при занятиях;

— особенности выполнения танцевальных движений и силовых упражнений;

— назначение и функции различных программ, как регулировать эмоциональное напряжение.

Учащиеся должны уметь:

— выполнять базовые упражнения и их модификации;

— слышать музыку и выполнять движения в такт музыки;

— выполнять, технично, упражнения силового характера с оборудованием и без него;

— выполнять комбинации свободно и непринужденно, самостоятельно;

— составлять программы для самостоятельных занятий в домашних условиях;

— сосредотачиваться и расслабляться.

Введение:

В детстве я думал, что буду военным, как мой отец и дед. Начиная со школьной скамьи, я целенаправленно шел к своей цели, прилежно учился, занимался спортом. Вспоминая свои пионерские и комсомольские годы, немного тоскую по тому времени. Очень много хорошего было тогда. Нас учили, воспитывали. Много впечатлений оставили люди, которые четко отличали в жизни добро от зла, черное от белого. Первыми учителями, кто привил мне стремление к здоровому образу жизни – были мои родители. С гордостью я смотрел на папины и мамины фотографии. Мама – бывшая гимнастка, папа – легкоатлет. Наверное, любовь к спорту передается с генами. Мне было лет 5, когда отец научил меня плавать. А на лыжи и коньки поставил еще раньше. Дальше — больше: занятия в секциях баскетбола, дзюдо, легкой атлетики, футбола, хоккея. Но самой большой любовью были занятия по ручному мячу и борьбе. К концу 9 класса судьба круто изменила мою мечту. Немного философствуя на тему, кем быть в этой жизни, я всегда задаю себе вопрос: «Почему я, тогда 16-тилетний парень, захотел быть не офицером, а пойти работать в школу преподавателем физической культуры?» Что повлияло на меня? О зарплате я тогда и не задумывался, о карьере тоже не помышлял, но что-то в душе подсказывало, если не пойду учиться на учителя, то буду жалеть всю жизнь. Тогда и появился на моем пути учитель физической культуры Морисовайте П.М. Я задал ему однажды вопрос: «Каково быть преподавателем?». На что он ответил: «А ты попробуй! Не думай, что это легкий хлеб, но это интересно». После этого прошел год, слова засели у меня глубоко в душе. Уже к концу 10 класса я понял, что буду учителем. И все же самый главный человек, который на меня повлиял в выборе профессии, – это мой тренер по ручному мячу, мастер спорта Гурьянов Ю.Е., теперь уже полковник запаса. Он внушил мне, что самое важное в жизни — труд, приносящий радость, пользу не только обществу, но и себе самому. Добрый, веселый, жизнерадостный человек, помогавший во всех трудных ситуациях, не жалевший своего личного времени на нас – мальчишек. Выполняли все его требования, которые он предъявлял. Тренировки очень помогли в закалке духа и становлении личности. Главная цель моей жизни – быть хорошим учителем, на уроки к которому дети бы шли с желанием. А для этого хочется, чтобы во мне сочетались качества моих учителей: принципиальность, чуткость, профессионализм, широкая эрудиция и умение найти правильный путь к душе ученика, зажечь искру стремления к твоему предмету. За время своей педагогической деятельности, работал только по своей специальности. Скажу честно, за все это время не было у меня сомнений в выборе своей профессии, не было желания бросить школу и податься на заработки. Все время перед глазами видел лица своих учеников и представлял, что же они скажут, когда меня не будет рядом. Предмет физической культуры и свою профессию считаю одной из главных в воспитании молодого поколения России. И делаю все, чтобы хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил стало – источником жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

Состояние здоровья детей и забота о нем — одна из главных задач учителя физкультуры.

«Здоровье — не всё, но всё без здоровья — ничто».

Сократ.

На фоне неблагоприятных показателей социально — экономического положения семей учащихся, интенсификации школьного образования отмечается нарастающее ухудшение их здоровья. По результатам медицинских осмотров, проводимых в последние годы, значительно выросло количество учащихся, страдающих различного вида заболеваниями.

Современные ученики имеют не только ряд заболеваний, но и разные социальные отклонения. Во многом такая ситуация обусловлена не всегда благоприятной материальной и социальной обстановкой в семьях. Кроме того, рост заболеваемости детей напрямую связан с неправильным образом жизни многих семей. Факторы риска заболеваемости, такие, например, как употребление алкоголя и табачных, психотропных веществ, выявляются у школьников уже в довольно раннем возрасте. Одновременно ухудшение здоровья детей связано с неправильным питанием, недостатком витаминов, загрязнением окружающей среды, а также отсутствием навыков и привычек здорового образа жизни. Самое главное — уменьшение занятий спортом и посещение секций, кружков.

Здоровье школьника — это проблема не только социальная, но и нравственная. Сегодняшний ученик в будущей взрослой жизни должен не только сам уметь быть здоровым, но и суметь воспитать в будущем здоровых детей, что скажется на дальнейшем состоянии нашего общества.

Образовательный процесс школы является целостной здоровье сберегающей технологией, имеющей свое построение, свои этапы, прогнозируемые результаты.

Больной, хилый, предрасположенный к заболеваниям ребенок – источник многочисленных невзгод. Главной причиной отставания, незнания, неудовлетворительной работы на уроках и дома, второгодничества являются плохое состояние здоровья, какое-нибудь заболевание или недомогание. С каждым годом нам становится все яснее зависимость духовной жизни ребенка – интеллектуальное развитие мышления, внимания, памяти, усидчивости – от «игры» его физических сил. Занятие физкультурой и спортом играют определенную роль во всестороннем развитии человека. Добиваюсь, чтобы выполнение физических упражнений доставляло наслаждение, стало потребностью организма. Человек должен заниматься спортом не только для достижения успеха в соревнованиях, а для формирования своего физического совершенства.

Из года в год урок физической культуры я провожу на спортивной площадке, а при плохой погоде в спортзале. Спортзал и площадка обеспечены всем необходимым: гимнастическими снарядами, различными приспособлениями, канатами, игровыми площадками, турниками. В качестве основных видов занятий по физической культуре я избрал следующие игровые виды спорта: для 5-8 классов ручной мяч, цель этих занятий – скорость, мышление, устойчивость в быстро меняющейся обстановке (нападение-оборона, индивидуальные действия и групповые), развитие мышечной памяти. Для старшеклассников атлетическая гимнастика, лыжный спорт, единоборства. Они воспитывают силу, ловкость, выносливость, морально волевые качества.

Интересы учащихся к уроку физической культуры бывают разными. Это и стремление укрепить здоровье, сформировать осанку, это желание развить двигательные и волевые качества. Интересы мальчиков и девочек различаются: девочки чаще всего думают о красивой фигуре, гибкости, изяществе движений и походке, реже — о развитии быстроты, выносливости, силы. А мальчики, наоборот, хотят стать быстрыми, выносливыми.

Значимость привлекательных сторон физической культуры меняется с возрастом. Если младшие школьники проявляют интерес к двигательной активности вообще (дети любят побегать, попрыгать, не очень задумываясь над тем, что это является средством их физического и психического развития), то подростки занимаются физическими упражнениями уже с какой-то конкретной целью. У старшеклассников на первом месте стоят мотивы, связанные с их жизненными планами, т.е. с подготовкой себя для конкретной профессиональной деятельности.

С учетом конкретных причин проявляющегося у школьников интереса к физической культуре стараюсь строить свою работу по агитации и пропаганде физической культуры, по формированию интереса к своему предмету, независимо от проходимого материала. Однако школьники проявляют и дифференцируемый интерес к различному программному материалу. В младших классах мальчики отдают предпочтение спортивным играм, например, футболу, а девочки – подвижным (выбивалы, картошка). Остальные упражнения, входящие в учебный материал, примерно в равной степени нравятся и тем и другим.

С V класса интересы начинают все больше изменяться. Около трети девочек отдают предпочтение гимнастике и акробатике и в то же время не любят общеразвивающие упражнения. Часть мальчиков не любят гимнастику и отдают предпочтение легкой атлетике. У всех школьников этого возраста наблюдается повышенный интерес к спортивным играм. В данной ситуации на своем примере прививаю интерес к игре в ручной мяч на уроках и факультативных занятиях. Особенно он проявляется в период соревнований. Это можно объяснить, как нарастание процесса возбуждения и увеличения скорости его протекания, что, другими словами, обусловлено наступлением полового созревания.

Начиная с VIII класса, заметен резкий спад интереса к трудным упражнениям и упражнениям, связанным с борьбой за место победителя. Это можно объяснить несколькими причинами.

Во-первых, у старшеклассников растет самосознание о своем престиже и чуткой реакцией на неудачи, которые могут быть во время соревнований.

Во-вторых, к старшим классам положительное отношение к уроку физической культуры ослабевает. Особенно это заметно в группах школьников со средним и низким уровнем двигательной активности. Снижается и число школьников, желающих заниматься физической культурой в свободное время. Связано это, я думаю, с тем, что у нас в стране за последние 10 лет была разрушена система физического воспитания. Если раньше нас с детских лет готовили к сдаче норм ГТО, различных зачетов, то теперь этого ничего нет. Финансирования на спорт было больше и было больше пропаганды здорового образа жизни. Сейчас все это заменяется табачной и алкогольной рекламой, добычей легких денег и различных благ в обход тяжелых физических занятий. У молодежи появляются совсем другие приоритеты в становлении личности. Хотя в последние годы, когда к власти пришел энергичный, умный руководитель, президент В.В. Путин, ситуация начала меняться в лучшую сторону. Личным примером он доказывает и пропагандирует, что спорт- это здоровье, успех, благополучие.

Самая главная моя задача, как педагога, заключается в формировании у школьников целеустремленности, т.е. стремлении достичь отдаленную по времени цель. А целенаправленность возникает только в том случае, если цель значима для школьника, отвечает его побуждениям и интересам и считается им достижимой.

Реальность достижения цели создает перспективу личности. Перспектива, или, как говорил А.С. Макаренко, «завтрашняя радость», придает целям особенно сильный побудительный характер. Но перспектива должна быть непрерывной, и постоянно возрастающей по трудности. Поэтому обязательна постановка учителем близких, промежуточных и отдаленных целей. В качестве ближайших целей могут выступать разучивание сложного упражнения, выполнение упражнений на выносливость (например кросс по пересеченной местности оз.Балхаш). В качестве промежуточных целей могут выступать овладение упражнениями, поступление в ДЮСШ. Конечное отдаление цели – развитие качества до определенного уровня, умение точно бросать мяч по воротам и т.п. От правильной постановки целей зависит поддержание, а порой и формирование интереса и целеустремленности школьников в сфере физической культуры.

В ряде случаев интересы и целеустремленность школьников, занимающихся спортом, могут вступать в противоречия с задачами физического воспитания их на уроках физической культуры. А у некоторых школьников наличествует созерцательный интерес, т.е. интерес болельщика, лежащего на диване перед телевизором.

Поддержание интереса и целеустремленности у школьников во многом зависит от того, испытывают ли они удовлетворение на уроке физической культуры и формируется ли у них удовлетворенность этими занятиями. Опираясь на опыт выдающегося ученого и учителя П.Ф. Лесгафта, беря на вооружение его идеи, стараюсь внедрить их в жизнь. Одной из ведущих идей его самой значительной научной работы «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» состоит в том, что основной задачей школы является образование человека, его формирование как личности. П.Ф. Лесгафт писал: «… задачей школы считать выяснение значения личности человека и ограничения в произволе его действий, если школьный период есть тот единственный единый период в жизни, когда развивается отвлеченное мышление и понятие об истине, когда образовался человек». В основе педагогической системы П.Ф. Лесгафта лежит учение о единстве физического и духовного развития личности. «Необходимо, — писал он, — чтобы умственное и физическое воспитание шли параллельно, иначе мы нарушим правильный ход развития в тех органах, которые останутся без упражнения». П.Ф. Лесгафт считал, что движения, физические упражнения являются средством развития познавательных интересов – возможностей школьников. По его мнению: «…школа не может существовать без физического образования, физические упражнения должны быть непременно ежедневными, в полном соотношении с умственными занятиями».

Проведя среди своих учеников опрос, хочу показать интерес к физической культуре графически. Для этого был взят тест зависимости удовлетворения от удовлетворенности психолога Е.А. Сидорова. По вертикали: количество удовлетворенных уроками школьников в %, по горизонтали: I – средние классы, II – старшие классы. Черные столбики – высокоактивные школьники, столбики коричневого цвета – сред неактивные школьники, столбики оранжевого цвета – низко активные школьники.

тест зависимости удовлетворения от удовлетворенности

Графически показаны: А – графики «Удовлетворенности» в среднем и старшем звене на уроках физической культуры. Б – график отношения к урокам у школьников этих звеньев с уровнем развития двигательной активности.

Удовлетворительность характеризует отношение, причём обобщенное и устойчивое к чему-либо, в частности к моим урокам физической культуры как к учебному процессу. В отличие от неё, удовлетворение – это эмоциональное переживание от какого-то однократного события. Можно быть довольным, как учитель провел урок сегодня, но в целом не испытывать удовлетворенности от уроков как учебного процесса, поскольку он не обеспечивает удовлетворения потребностей и достижения поставленных учащимися целей. Из сказанного становится очевидным, что удовлетворенность и удовлетворение – понятия разные, хотя без удовлетворения ученика частными моментами урока трудно рассчитывать на общую удовлетворенность процессом физического воспитания на уроках.

Поэтому моя главная задача состоит в слежении за удовлетворенностью учащихся на уроках, прикладывая весь свой опыт, используя все педагогические средства и формы проведения занятий, чтобы она не снижалась. Удовлетворенность содержания урока зависит от его эмоциональности. В старших классах школьники испытывают слабое эмоциональное удовлетворение, что, очевидно, отрицательно влияет на отношение к уроку. К оценке удовлетворенности и неудовлетворенности нельзя подходить однозначно. Все зависит от конкретной личности, цели, которой она перед собой ставит, от условий, в которых личность, оказывается. Удовлетворенность может приводить и к снижению активности вследствие самоуспокоенности учащегося, то есть «звездной болезни». С другой стороны, неудовлетворенность достигнутым уровнем физического развития спортивными результатами может стимулировать активность, заставлять учащегося проявлять настойчивость. Самая главная и серьезная взаимосвязь, которая ставится между педагогами и учащимися, – достичь удовлетворенности во взаимоотношениях между ними: ведь от этого зависит и отношение учащихся к предмету «физическая культура» и пробуждение интереса к предмету. Школьники, удовлетворенные взаимоотношениями с учителем физкультуры, иначе смотрят на учителя по сравнению со школьниками, неудовлетворенными этими отношениями.

Интерес к урокам может определяться социальными факторами, однако нельзя недооценивать роль биологического фактора – потребности человека в двигательной активности, которая у разных людей выражена в различной степени. Так, люди с подвижной нервной системой склонны к разнообразной деятельности, требующей принятия быстрых решений, готовых идти на риск. Люди с противоположными типологическими особенностями – инертностью нервных процессов и слабой нервной системой – плохо переносят большие психологические напряжения, поэтому предпочитают деятельность спокойную, размеренную даже монотонную. Отсюда у школьников может проявляться различный интерес к гимнастике, плаванию, баскетболу и другим разделам учебной программы.

В зависимости от проходимого материала активность учащихся может быть то большей, то меньшей. Эмоциональный фон является важным фактором урока. Он возникает с момента ожидания учащимся урока физической культуры и существует на всем его протяжении. При этом эмоциональный настрой может изменяться по ходу урока в зависимости от самочувствия учащихся, проявляемого интереса к упражнению, в связи с оценкой их деятельности. Порицания учителя физкультуры, высказанные в грубой форме, снижают активность учащегося на уроке. Существенно снижают активность учащихся и насмешки товарищей, причем особенно заметно это в средних классах. Старшеклассники меньше ориентированы на оценку своей деятельности другими, поэтому к насмешкам одноклассников они относятся более спокойно.

Постоянной работой учителя физкультуры является создание и поддержание радостного настроения у школьников на уроках. Наполняя жизнь школьников радостными переживаниями, учитель расширяет возможность управлять педагогическим процессом. Однако радость на уроке – это не только и не столько веселье, сколько радость труда, учение. К.Д. Ушинский писал, что на уроке «должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку …» Урок физической культуры становится радостным для школьников, когда они двигаются, а не сидят, замерзая на скамейках, когда они видят улыбку учителя, его шутку, видят результат своей работы. Причем на первых порах не очень существенно, чем будут вызваны радостные переживания школьников – учебным трудом или обстановкой урока. Чем менее развиты и воспитаны дети, тем большее значение для них имеют побочные радости, например, то, что урок ведет любимый учитель, что на уроке можно побегать, посмеяться, поиграть. При положительном настрое учащихся, вызванном радостью, легче создать серьезное настроение на уроке.

Радостную обстановку на уроке не надо специально и натужно придумывать. Ее не внедришь насильно школьнику. Чтобы у ребенка сформировалось положительное отношение к урокам физической культуры, необходимо, чтобы радостные переживания на уроках возникали у школьников неоднократно. Сам урок таит в себе много потенциальных возможностей для этого. Имеется ряд факторов, повышающих эмоциональность урока и вызывающих радость у школьников: эстетика зала, эстетика поведения, принятого на уроке, сам учитель, светящийся радостью и заряжающий ею учащихся, использование игрового и соревновательного метода, музыкальное сопровождение на уроке.

Еще П.Ф. Леcгафт, говоря о методике физических упражнений подчеркивал, что «всякая однообразная деятельность утомляет, угнетает молодого человека и убивает в нем всякую самостоятельность. В настоящее время установлено, что однообразная физическая деятельность приводит к развитию неблагоприятных психических состояний – монотонности и психического пресыщения.

результаты освоения программы по физкультуре

Существует много различных способов заинтересованности, учащихся занятиями физической культуры. Это игровой урок, факультативное занятие. (Приложение. Субъективные и объективные показатели тренировочного занятия по ручному мячу ).

Обучение – творческий процесс, а творчество всегда делает человека нечувствительным к мелким невзгодам, настойчивым при штурме поставленных задач. Об этом в своих мемуарах писал великий философ, основатель боевого искусства айкидо профессор Морихэй Уэсиба: «представьте себе высокую гору, на которую трудно забраться, но только некоторые достигли середины пути, некоторые заблудились, некоторые погибли, многие вернулись обратно, но один человек с железной волей, хладнокровный и целеустремленный, дошел. Есть три вещи: труд, желание, успех. Они наполняют всю человеческую жизнь, желание открывает путь к блестящему и радостному успеху. Труд проходит через эти ворота и в конце своего пути встречается с успехом, который его венчает».

Обычно уроки стараюсь проводить на свежем воздухе. Как можно больше времени провожу занятия на берегу озера. Преследую задачи широкого масштаба. Помимо выполнения основных требований программного материала, выполняются задачи по закаливанию воздушными, солнечными ваннами (Урок по гигиене питания и закаливания организма прилагается). Уроки детям не приедаются, разнообразие для их психики имеет большое значение. Редко встретишь ребенка, который при монотонной работе не высказал своего отрицательного мнения об эффективности урока. К.Д. Ушинский справедливо заметил, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому стремлюсь быть для своих учеников внешне и внутренне привлекательным. Стараюсь, чтобы слово мое не расходилось с делом. Ведь нечестность – хуже бесчестия. Считаю, что вся преподавательская деятельность должна быть нацелена на то, чтобы ученики бежали на урок с радостным ожиданием получить заряд бодрости и жизнелюбия.

Здоровье – это самый бесценный дар, которым нас наградила природа. И если мы не будем относиться бережно к нему и развивать здоровье, в будущем очень о многом придется пожалеть. А болеют дети все больше и больше. Здоровье нации ухудшается, оно деградирует. Чем всегда был силен и могуч русский народ? Здоровьем и силой духа! Ведь победа в Отечественной войне 1812 года, победа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годах – это виктория здорового, закаленного душой и телом народа. Только интересом, своим личным примером, глубокими знаниями, уважением и требовательностью к ученикам можно было убедить, заметить себя, полюбить свой предмет, а может быть, выбрать профессию, связанную с физкультурой. Считаю, что за годы работы добился определенных успехов. Большинство детей любят заниматься и бегут в спортзал, несмотря на трудности.

Интересным должен быть каждый этап урока, который начинается с объяснения темы и поставленных задач. Думаю, что внятная, обдуманная речь педагога важна в обучении. Стараюсь применять различные словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, в старших классах лекции. В процессе рассказа создаю плановость, четкость построения, возможность отделить главное от второстепенного – важнейшее условие в повышении эффективности рассказа. В старших классах план рассказа или лекции связывается с другими предметами: биологией, химией, физикой. Материал ищут в библиотеке, это активизирует их самостоятельность. Широко стараюсь использовать средства наглядности: киноциклограммы, карточки, таблицы, анатомические муляжи, стенды с различными спортивными методиками. Наконец, своим личным примером. Применяются технические средства обучения. Разбираем видео тренировки. Например, отработка приемов рукопашного боя для юношей 10-11х классов (Фотографии прилагаются). Сначала идет восприятие через видео, затем уже детально на татами разбирается каждый элемент технического приема. И то, что было непонятно становится доступно и дается легче. Много рассказываю и привожу примеры из жизни великих спортсменов, людей великого ума и исполинской силы тела и духа. Стараюсь свое восхищение и уважение передать ученикам. Для этого привожу цитаты и высказывания из документальных и художественных источников. Мой кумир, спортсмен, — это Морихэй Уэсиба. Сведения о нем меня волнуют, я стараюсь собрать о нем как можно больше сведений, и материала ведь прекрасны его слова: «… Тот, кто не пытался влезть на гору, достичь вершины, тот не понимает какое это удовольствие покорить вершину». Было не случайным присуждение Морихэю Уэсибе медали «Чести с розовой лентой» в 1960 году. Медаль присуждена за то, что он постоянно способствует развитию и изучению айкидо за совершенствование и творческую работу.

Считаю, что эмоциональность моего рассказа, показа, помогает учащимся увидеть отношение учителя к излагаемому материалу и оказывает на них большое воспитательное воздействие. В связи с этим уместно вспомнить слова нашего учителя В.А. Сухомлинского: «Процесс воспитания – не какая-то механическая передача моральных норм, требований, правил от воспитателя к воспитанникам. Воспитание – это живые непринужденные человеческие взаимоотношения педагога и школьника; от того, что преобладает в этих взаимоотношениях, зависит результат воспитания». Поэтому первое, к чему необходимо стремиться в учебной, внеклассной деятельности, — это создание атмосферы интереса к занятиям.

Идет постоянная агитация здорового образа жизни, необходимости самостоятельных занятий физической культурой в кружках, в секциях; объясняю значение каждого упражнения на организм; регулярно использую игровой соревновательный метод; использую нестандартные уроки; различные снаряды и тренажеры. (Методика и рекомендация занятий атлетизмом на уроках физической культуры и внеклассной работы, чертежи и техническое описание конструкций прилагаются).

(Работа «атлетическая гимнастика» как универсальное средство в подготовке учащихся к службе в ВС РФ прилагается).

Приведу такую графическую статистику.

Процент учащихся, занимающихся в спортивных секциях и кружках

Иногда бывает парадокс, чем больше стараешься ввести в урок различных новинок, тем меньше бывает отдача от учащихся. Поэтому приходится действовать в таких ситуациях по-другому. По мнению А.С. Макаренко не всегда воспитание может строиться на интересе. «Я требовал воспитания закаленного крепкого человека, могущего проделать и неприятную, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива». И ведь трудно с ним не согласиться. Особенно, когда в старших классах имеются такие слабые юноши, которые боятся испытать так называемый «мышечный дискомфорт», т.е. боль и неприятные ощущения после проделанной физической работы. Или, когда температура немного понижается, а нужно заниматься на свежем воздухе. В ход пускаются любые ухищрения, лишь бы отлынивать от урока. Начинаются различные дебаты, мол, давайте поиграем в теплом зале. Этот мнимый «интерес» нужно пресекать, потому что, придя в Вооруженные силы, они скажут спасибо, что готовились в экстремальных условиях и никакие трудности для души и тела им будут ни почем.

Занятия с детьми требуют не только сознательности, но и активности. Но активность проявляется тогда, когда ученики постоянно получают новые навыки, и умения совершенствуются. У подростков творческая активность основана не столько на двигательной деятельности, сколько на результате. Поэтому в среднем звене применяю соревновательный метод. Особенно проявляется интерес, когда провожу соревнования по ручному мячу, футболу, баскетболу. Сколько огня в глазах и азарта у детей, а если еще скажешь теплое слово, то для детской души его удовлетворение соединится с удовольствием. Непременное условие учителя – его подготовка к уроку. Не новость для учителя и то, что игра не только одно из важнейших средств обучения и воспитания, но и возможность повысить дисциплину, наказать ее нарушителя. В нашей школе ребята привыкли к судейству на примере игры «ручной мяч». Нарушители порядка подчиняются всем жестам арбитра: поднятой, сжатой в кулак руки с двумя ответвленными пальцами – двухминутный штраф. Или свисток с поднятой желтой или красной карточкой. Судья – учитель или опытные ученики на уроке, жесты и объяснения штрафа, как в гандболе. Например, 2 минуты дают за мелкое нарушение. Провинившемуся можно дать и предупреждение, за 2 нарушения удаляют на 5 минут, за более грубое нарушение (мешает заниматься товарищам, нарушает технику безопасности, игнорирует замечания учителя) удаление до конца игры. Удаление – лишение участвовать в игровой ситуации, т.е. «сидеть на банке» – термин гандболиста. Все штрафы ученик-нарушитель отбывает не сразу, но в конце урока, когда в игре принимает участие весь класс, учащийся – штрафник и отбывает наказание, сидя на скамейке. Точно также и с секционными занятиями. В игре не участвуют, в лучшем случае сидят и смотрят. А то бывает и на арест домашний садятся. И это, наверное, самое страшное для них наказание. Если до конца урока ученик не получит штрафных баллов после замечания учителя, показывает усердие, эти очки аннулируются. Думаю, это действует намного эффективнее, чем оценка «2». Лучше совсем не обращать внимание на «непослушных» учеников, периодический не включая их ни в какие мероприятия. Систематически, последовательными требованиями, без всяких скидок, но учитывая индивидуальное состояние организма каждого, не унижая личного достоинства, помогая слабым, можно добиться сознательной дисциплины.

Урок — это важный козырь в работе школы, но если его сочетать с факультативными занятиями, секционными, спортивными мероприятиями – это будет гармоничным звеном, необходимым дополнением урока. Интерес к внеклассным формам физического воспитания помогает зародить естественную привычку к самостоятельным занятиям и в дальнейшем совершенствоваться, и самосовершенствоваться. Помимо перечисленных факторов, существует еще формы домашнего задания:

а) индивидуально с учетом морфофункциональных способностей

б) в парах с учетом единоборств. За это каждый ученик получает оценку.

Такой подход позволяет корректировать дозировку, снизить травматизм, увеличить плотность урока, успеть уложиться в один урок.

В старших классах урок проводиться в виде круговой тренировки (с изменением интенсивности по ходу урока). У нас в школе проводится много массовых мероприятий, спортивных праздников, соревнований. Дети участвуют в спортивных праздниках, посвященных Дню Победы, Дню физкультурника, Дню города, проводам зимы. Проводятся Дни здоровья, походы, гонки на лыжах, соревнования по баскетболу, футболу, различные кроссы (разработки мероприятий и видеоматериалы, фотографии прилагаются). По мере возможности стараемся выезжать на соревнования в ближайшие города.

Российская школа № 3 Минобороны РФ находится на территории другого государства – Казахстан. Школа была образована в1995 году в закрытом военном городке. Оторванность от центра ощущается очень сильно. Это, наверное, общая проблема всех школ, находящихся на военных базах России за рубежом. Самолеты практически не летают, так что инвентарь и литература не очень частый гость в нашей школе. Поэтому проблемы с материальной базой приходится решать самим учителям. Не хотелось отставать от своих коллег в России, поэтому пришло решение создать свои спорткомплексы, тренажерный зал.

Зная, что оборудование стоит дорого, а средств нет, со своими учениками начали проектировать различные приспособления для занятий спортом. Сначала свои идеи и проекты оформили на бумаге. Понадобилось вспомнить все знания, полученные в институте по биомеханике и физике. Первые занятия проводили на упрощенном оборудовании. Применяли в виде снарядов задвижки от водопроводных труб, отливали свинцовые гантели, покупали медицинские жгуты. Сейчас вспоминаю и удивляюсь, насколько примитивным было то оборудование. Но работа не прошла даром. Постепенно создавали новые, более эффективные станки.

Сближаясь со школьниками, уже на начальном этапе решал одну из главнейших задач – заинтересовать и увлечь новым делом, приобщить к труду. На этом фундаменте ставились другие цели, форсирование главного «бастиона» – детской души. Заинтересованность занятиями физической культуры в целом и приобщить к спорту. За годы работы в школе мною были разработаны планы занятий, методы.

Уроки стараюсь обогатить интеллектуально, развиваю кругозор, используя фильмы, журналы, беседы, и огонек в глазах ребят помогает понять, что я на правильном пути.

Средства и методы для занятий могут быть различными:

а) Упражнения на развитие скоростно-силовых качеств, сразу после общеразвивающих упражнений, придерживаясь умеренной дозировки: в среднем звене и с максимальной интенсивностью. В старшем звене (челночный бег с отрывом; подбор мяча с броском по воротам с углов в падении; примеры из игры в гандбол).

На развитие сил и выносливости упражнения с минимальным весом. Нагрузка постепенно увеличивается количество раз в подходе — это среднее звено. В старшем звене с максимальным весом. Упражнения выполняются лежа и сидя, средние веса с продолжительной дозировкой (жим штанги лежа; тяга штанги к поясу; пример атлетической гимнастики.)

б) Для ведения единоборства (борьба, восточные единоборства) начинаем в среднем звене с элементов гимнастики (кувырки, перевороты, упражнения на гибкость).

А затем разучивая базовые элементы для бросков и падений (подхват, отхват, зацеп, падение через препятствие). Затем работа в парах (бросок через спину, бросок через грудь в падении).

Тренироваться можно повсюду: в спортзале, на природе, в саду, на поляне, на берегу нашего прекрасного озера Балхаш. Это способствует развитию физических данных, волевых качеств, координационно сложенных качеств, скоростно-силовых качеств, динамически силовых, статических и изометрических качеств.

Закаливание в школе (кроссовые занятия поздней осенью, ранней весной, лыжная подготовка). В домашние задания входят обливания, обтирания, купание в проруби; оздоровительных реабилитационных занятий (после болезней дыхательных путей, кожных, опорно-двигательного аппарата, послеоперационного периода, для укрепления ССС у больных детей сердечной недостаточностью).

Недуг можно вылечить, избегая применение медикаментов. Грамотно и последовательно систематически занимаясь, я разработал комплекс упражнений и методов. Это метод занятий на свежем воздухе, метод закаливания – и применил их на практике. В совокупности они представляют комбинацию здоровье сберегающих и здоровье развивающих технологий в образовательном процессе, дающую подтвержденный положительный результат.

Приглашая ребят на занятия в секцию атлетизма и ручного мяча, пытался решить главные задачи в становлении личности учащихся.

  1. Пропаганда здорового образа жизни.
  2. Уважение культуры труда и физической культуры.
  3. Уважение к труду своему и чужому.
  4. Становление на путь как самостоятельного, взрослого человека.
  5. Подготовка к службе в ВС РФ.

Вывод и практические рекомендации.

Наблюдения в ходе проводимых занятий показывают, что при больших нагрузках сопротивляемость и адаптированность к внешней среде повышена. Как и любой вид спорта, атле­тизм и ручной мяч требует высокой самоорганизации, что весьма положительно влияет на учебно-воспитательный процесс!

На основании многолетней повседневной, твор­ческой работы методом проб и ошибок я доказал:

а) в любых условиях при грамотном подходе к работе можно готовить здоровых и крепких ре­бят, способных показать результаты экстракласса в сложнейших жизненных ситуациях.

б) бороться с детской преступностью и воспитывать чувство собственного достоинства и уверенность в собственных силах можно и нужно за счет за­нятий спортом.

в) помимо развития физических данных прививаются знания по гигиене, физиологии, истории, механике, физике, биомеханике и т.д.

  1. Совершенствование основ техники на нестандарт­ном оборудовании при правильном методическом распределении нагрузок и режима приносит такой же результат, как и на современном, фирмен­ном оборудовании.
  2. Сравнительные результаты занимающихся детей и не занимающихся показали, что заболеваемость спортсменов в 6 раз ниже, чем у других.

Что, в общем-то, за 2-3 года до окончания учебы в средней школе помогает определиться на будущее.

Предмет физической культуры и свою профессию считаю одной из главных в воспитании молодого поколения России. И делаю все, чтобы хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил стало источником жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности преодолеть любые трудности.

В заключении хочется произнести такие слова: не будет у учащихся интереса к предмету, если учитель формально подойдет к учету и контролю знаний. Не будет зажигать интерес к здоровью, если сам не будет на своем личном примере показывать, какой нужно вести образ жизни. Поэтому очень важное значение имеет каждый день, каждый час, не только словом, но и делом доказывать необходимость занятия спортом. Не нужно много говорить, не нужно задавать лишних вопросов, хочется просто видеть свое дело, свой труд в том виде, где результат стал выше, чем он есть в настоящее время, и добрая память о тебе останется в воспоминаниях твоих учеников. И спорт станет неотъемлемой частью их повседневной жизни. Поэтому я – учитель. Профессия как образ жизни останется со мной до конца.

«Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения.»

Адольф Дистервег

Список использованной литературы

  1. Абрамовский И.Н. Зависимость между силой, весом и ростом спортсмена// Теор. и практ. физ. культ., 1968, №11, с. 17-19.
  2. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. — 166 с.
  3. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека: — М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 275 с.
  4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина. 1966. — 166 с.
  5. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — 215 с.
  6. Годик М.А. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок.-М.: Физкультура и спорт, 1980.- 136с.
  7. Воробьев А.Н. Сила как физическое качество и методы ее развития// Тяжелая атлетика: Ежегодник-81. -М.: ФиС, 1981, с. 117-131.
  8. Дворкин Л.С. Силовые виды единоборств (тяжелая атлетика, гиревой спорт, силовое троеборье). Кубан. гос. ун-т.1997,- 365 с.
  9. Дворкин Л.С. Спортивно-педагогические проблемы занятий тяжелой атлетикой с раннего подросткового возраста//Теор. и практ. физ. культ. 1996, № 12, с. 36-40.
  10. Дворкин Л.С., Воробьев С.В., Хабаров . Особенности интенсивной силовой подготовки юных атлетов 12-13 лет //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1997, №4, с. 33-40.
  11. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 1966.—200 с.
  12. Зациорский В.М., Сергиенко Л.П. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных качеств че-ловека/теория и практика физической культуры. — 1975.—№ 6. -С. 22-29.
  13. Зимкин Н.В. Физиологическая характеристика силы, быстроты и выносливости//Физиологический журнал, 1962
  14. Никитюк Б.А. Интегративно-антропологические основы физического воспитания и детско-юношеского спорта //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, — 1998, № 2, с. 6-9.
  15. Программа общеобразовательных учебных заведений. Физиче-ское воспитание учащихся 1-Х1 классов с направленным развитием двига-тельных способностей /Подг. В.И.Ляхом, Г.Б.Мейксоном. — Просвещение, 1993.-64 с.
  16. Розенблат В.В., Устьянцев С.Л. Утомление при динамической и ста тической мышечной деятельности человека//Физиология человека.- 1989.
  17. Саркисова Н.Г. Специальная силовая подготовка гимнастов высокой квалификации в условиях комплексного вариативного использования переменных режимов сопротивлений: Автореф. канд. дис. Майкоп, 2000. — 27 с.
  18. Сальников В.А. Соотношение возрастного и индивидуального в структуре сенситивных и критических периодов развития //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1997. — №4. — С. 8-12
  19. Тамбиева А.П. Возрастное развитие и способность ифференцировать силу мышц кисти. Науч. конф. по возрастной морфол., физиол. и биохим. — М.: АПН РСФСР, 1962, с. 246-251.
  20. Туманян Г.С., Мартиросов Э.Г. Телосложение и спорт. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — 237 с.
  21. Фаламеев А.И. Вариативность методики тренировки тяжелоатлета. Тяжелая атлетика. Ежегодник-74. — М.: ФиС, 1974, с. 17-20.
  22. Хрипкова А.Г., Колосов Д.В. Мальчик — подросток — юноша. Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1982. — 207 с.
  23. Теория и методика гимнастики. Под ред. В.И.Филипповича. М., «Просвещение», 1971.
  24. Фарфель B.C. Управление движениями в спорте. — М.: Физкуль-тура и спорт, 1975. — 208 с.
  25. Филин В.П. Возрастные изменения быстроты, мышечной силы и скоростно-силовых качеств //Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов /Под общей ред. В.П.Филина. — М.: Физкультура и спорт, 1968. -C.I 1-24.
  26. Черняк А.В. Методика тренировки в условиях ДЮСШ //Тяжелая атлетика. — М.: Физкультура и спорт, 1977. — С. 19-23
  27. Гарбаляускас Ч.Л. Играем в ручной мяч. – М.: Просвещение, 1988.
  28. Игнатьева В.Я. Гандбол. – М.: Физкультура и спорт, 1983.
  29. Клусов Н.П. Ручной мяч 7:7. М.: Военное издательство Министерства Обороны СССР, 1963.
  30. Клусов Н.П. Ручной мяч в школе. М.: Просвещение, 1986.
  31. Латышкевич Л.А., Турчин И.Е., Маневич Л.Р. Гандбол. Киев: Выща школа, 1988.
  1. Детские подвижные игры. М.: Просвещение, 1988.
  2. Заметки по возрастной психологии. ДТДЮ: Психологическая служба, Петрозаводск, 1999.
  3. Иванова Н. Изучение проблем школьника: основные методы психолого-педагогической диагностики // Директор школы. – 200. — №7. – С.97-126.
  4. Игры на свежем воздухе. М.: Издательский Дом МСП, 1998.
  5. Козак О.А. Путешествие в страну игр. СПб.: СОЮЗ, 1997.
  6. Крючек Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: Учебно-методическое пособие. М: Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001.
  7. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика в 2-х томах: Теория и методика аэробики. Частные методики. М.: Федерация аэробики России, 2002.
  8. Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе: Учебное пособие для студентов ВУЗов, М.: Academia, 2002.
  9. Максимова С.Г. Грамотная психодиагностика – и потребность, и необходимость.// Народное образование. – 2001.- №1. – С.116-111.
  10. Монахов В.М. Как управлять вероятностью успешного достижения учащимися образовательного стандарта? // Школьные технологии. – 2002. — №1.- С.35-46.
  11. Подласый И.П. Педагогический диагноз – средство эффективного влияния на развитие событий. // Школьные технологии. – 2003. -№5. – С.109-117.
  12. Путкисто М. Стретчинг: Метод глубокой растяжки. М.: «СОФИЯ», 2003.
  13. Рой М. Аэробика для глаз. М.: «ЭКСМО», 2004.
  14. Сиднева Л.В., Алексеева Е.П. Учебное пособие по базовой аэробике. М., 1997.
  15. Степаненкова О.И. Значение физических упражнений и некоторых оздоровительных методик для укрепления здоровья: методическое письмо. Петрозаводск, 1990.
  16. Физкультура – ура! Ура! Ура! Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2002.
  17. Фитнес аэробика. Примерные программы спортивной подготовки для системы дополнительного образования детей. М., 2009
  18. Фитнес для детей и подростков. М., 1997.
  19. Хёдман А., Вуд Д.Г. Система Пилатеса. М.: «СОФИЯ», 2004.
  20. Ямилёва Т.С. Карта интеллектуально-творческого потенциала личности. // Дополнительное образование. – 2004. — №6. – С.24-27.
  21. Гудселл Энн. Фитнес, шаг за шагом. М.: Мир книги. 2001г.
  22. Крючек В.И. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий. М.:Олимпия PREES. 2001г.
  23. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В.Аэробика. Теория и методика в 2 томах М.: Федерация аэробики России. 2002 г.
  24. Остин Дениз. Пилатес для Вас. Попурри. Минск 2004г.
  25. Ростова В.А., Ступпкина М.О. Оздоровительная аэробика. СПБ «Высшая административная школа». 2003г.
  26. Струджес Стивен. Практическая йога. М.: Мир книги.2003.
  27. Эйствин Г., Приза О. Фигура мирового стандарта. М. 2000г.
  28. Предлагаемый методический материал, подготовленный на основе “Программы для общеобразовательных школ по физической культуре для 1-11-х классов” под редакцией А.П.Матвеева, Т.В.Петровой, 2005 г
  29. Л.В. Байбородова «Методика обучения физической культуре» Москва 2004г.
  30. В.И. Лях «Физическая культура» Москва «Просвещение»
  31. А.П. Матвеев «Физическая культура» Программы общеобразовательных учреждений 5-11 кл. Москва «Просвещение»
  32. В.И. Коваленко «Поурочные разработки по физкультуре» Москва 2005г
Скачать материал

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

[an error occurred while processing the directive]