Рабочая программа по ОБЖ в 10-11 классах на 2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 11 классов по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе авторской программы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренникова «Основы безопасности жизнедеятельности», М.: Просвещение — 2009 в соответствии с федеральным компонентом государственным стандартом среднего полного образования, М.: «Дрофа»- 2004, соответствует базисному учебному плану МБОУ «. СОШ», принятому 31 августа 2012 года, по которому на изучение основ безопасности жизнедеятельности отводится один учебный час в неделю в 11 классе.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в образовательную область «Физическая культура».
В современном мире всевозможные опасные чрезвычайные ситуации природного и техногенного и социального характера становятся объективной реальностью.
Вопросы безопасности государства и проживающих в нем людей становится наиболее приоритетными. Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, требует пересмотра системы обучения и подготовки молодого поколения на основе комплексного подхода в формировании у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасности личности, общества и государства в целом от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями.
Реализация программы направлена на углубленное изучение учащимися тем в области безопасности жизнедеятельности с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Также она поможет определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей потребностей.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
- усвоение и закрепление следующих целей:
- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техно¬генного и социального характера,
- усвоение и закрепление учащимися знаний;
- о влиянии их последствий на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства,
- об угрозе национальной безопасности России международного терроризма и наркобизнеса,
- о государственной системе обеспечения защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени,
- об организационных основах борьбы с терроризмом и наркобизнесом в Российской Федерации,
- об организации подготовки населения страны к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций, при угрозе террористического акта,
- о. мерах профилактики наркомании,
- о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны,
- о правах и обязанностях граждан е области безопасности жизнедеятельности,
- усвоение учащимися содержания:
- — основных положений Конституции Российской Федерации и федеральных законов в области обороны государства и противодействия терроризму,
- — нормативно-правовых актов Российской Федерации, определяющих порядок подготовки граждан к военной службе в со¬временных условиях и меры противодействия терроризму;
- усвоение учащимися знаний:
— о предназначении, основных функциях и задачах Вооруженных Сил Российской Федерации,
— о видах Вооруженных Сил Российской Федерации и родах войск,
— о руководстве и управлении Вооруженными Силами Российской Федерации,
— об участии Вооруженных Сил России в контртеррористических операциях,
— о государственных и военных символах Российской Федерации;
- формирование у учащихся современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности, способностей осуществить выбор профессиональной деятельности, связанной с обеспечением защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, в том числе сознательного отношения к военной службе и военной профессии как к выполнению каждым гражданином Российской Федерации конституционного долга и обязанностей по защите Отечества;
- развитие у учащихся:
— личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта,
— потребности в соблюдении норм здорового образа жизни,
— потребности к выполнению требований, предъявляемых к гражданину России в области безопасности жизнедеятельности,
— физических и морально-психологических качеств, необходимых для выполнения гражданином обязанностей в профессиональной деятельности, в том числе обязанностей военнослужащего по вооруженной защите Российской Федерации, при прохождении военной службы по призыву или по контракту в современных Вооруженных Силах Российской Федерации или других войсках.
Содержание курса Основам безопасности жизнедеятельности в 11 классе выстроено по трем логически взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:
Модуль I (M-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел I. Основы комплексной безопасности.
Раздел П. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Модуль II (М- II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел III. Основы здорового образа жизни.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Модуль III (M-III). Обеспечение военной безопасности государства
Раздел V. Основы обороны государства.
Раздел VI. Основы военной службы.
В настоящей рабочей программе реализованы требования Федеральных законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О гражданской обороне», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях», от 24 июля 1995 года N 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций».
Результат освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащимися средней школы предусматривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельности. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения:
умение самостоятельно и мотивированно организовать свою познавательную деятельность в области безопасности жизнедеятельности;
умение использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа для прогноза возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций (природного, техно¬генного и социального характера);
умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, в том числе при угрозе совершения террористического акта;
умение вносить определенные коррективы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности и защищенности своих жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз;
умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;
умение формировать навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;
умение формировать навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;
умение формировать ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, и пути продолжения своего образования;
умение формировать ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» тесно взаимосвязан со всеми предметами школьного курса.
география — туризм, выживание в природе, ориентирование;
химия — опасные вещества, экологическая безопасность;
физика — природные явления, природные явления, техногенные аварии и катастрофы;
история – основы военной службы;
биология — оказание первой медицинской помощи, обморожения, ожоги, режим дня школьника, рацион питания, оказание ПМП, работа мышц, кровообращение, утомление, экологическая безопасность;
физическая культура – ОФП.
Тематическое планирование смотреть в архиве (в нем 2-х и одно-часовое планирование для смешанного класса и только для девочек)
используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.
Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально — тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.
Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс — опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)
Критерии оценки
Оценка устных ответов учащихся.
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.
Оценка письменных контрольных работ.
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка практических работ.
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.
Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.
Методы и формы обучения
Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.
Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу¬ации).
Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)
Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.
Контроля и самоконтроля (устный, письменный).
Стимулирования и мотивации.
Самостоятельной учебной деятельности.
Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.
Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.
Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, зачет.
Возможные виды самостоятельной работы учащихся: работа с учебником, анализ ситуации, сообщение, доклад, реферат, проект, творческие работы.
Основные технологии применяемые на уроке ОБЖ:
Здоровьесберегающая — формирования личности безопасного типа
Технология личностно-ориентированного образования
Игровая — нацеленность на самоутверждение в обществе, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Информационная — компьютерные и с использованием ТСО, сети INTERNET
Формы организации деятельности учащихся: урок
Контроль уровня обученности
Учебно-методический комплект «Тесты по основам безопасности жизнедеятельности»
С.К. Миронов, В.К. Миронов, Т.А. Карташева, М.: Экзамен -2011
10 класс
Контрольные работы в виде тестирования.
Тест №1.Основы комплексной безопасности
Тест №2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тест №3. Основы обороны государства.
11 класс
Тест №1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни.
Тест № 2.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
Тест №3. Основы военной службы.
10 клаcc
Практические занятия:
1. Практическое занятие Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (1 час)
2. Практическое занятие Общая физическая подготовка (8 часов)
Списки тем рефератов:
Тема 1. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения.
Темы творческих работ:
Тема 1. История создания Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитников Отечества.
11 класс
Списки тем рефератов:
Тема 1. Прохождение военной службы по контракту.
Темы творческих работ:
Тема 1. Семья в современном обществе. Законода¬тельство о семье.
Доклады из сети INTERNET:
Тема 1. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях
Тема 2. Контртеррористическая операция и условия ее проведения
Тема 3. Применение Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом
Тема 4. Организация воинского учета