[an error occurred while processing the directive]

Игра-путешествие в 5 классе «Спаси себя сам»

Игра-путешествие-в-5-классе-Спаси-себя-самЦель занятия: последовательно систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации природного характера.

Воспитательно-образовательные и развивающие задачи:

—     познакомить учащихся со способами выживания в экстре­мальной ситуации природного характера; закрепить ранее полу­ченные знания;

—     воспитывать активность, коммуникабельность, умение ра­ботать в группе;

—      учить находить решение в экстремальной ситуации, свя­занной с природными условиями; развивать мыслительные опе­рации, умения анализировать событие, ситуацию, обстановку и давать им оценку.

Воспитательно-дидактические средства, ме­тоды и приемы занятия:

—     игра;

—     беседа;

—     метод проектной деятельности;

—     создание ситуаций успеха;

—    метод упражнений и тренировок;

—     создание воспитывающих ситуаций на занятии;

—     метод обсуждения и анализа.

Формы работы:

—    групповые

—     индивидуальные;

—     парные.    

Оборудование занятия:

На каждом рабочем столе — карта по легенде. Мультимедий­ное оснащение занятия: карта-схема путешествия, виды костров, список съедобных растений, таблица «Сигналы», заготовка «буриме» для составления «Прощальной оды» и музыкальное сопровождение. Раздаточный материал (брусочки для изготов­ления костра, репшнур длиной 1,5 м, пластмассовые бутылки — 3 шт.), в качестве стимулирующего фактора для активизации работы учащихся на занятии подобраны карточки с изображе­ниями предметов по теме вопросов и ответов.

План занятия:
Организационный момент — 1 мин.
Введение в тему занятия. Легенда — 3 мин.
Беседа — 4 мин.
Демонстрация мультимедиа — 3 мин.
Игровая ситуация — 3 мин.
Практическая часть — 24 мин
Подведение итогов. Рефлексия — 6 мин.
Задание на дом — 1 мин.

 

Ход занятия

На доске написана тема занятия «СПАСИ СЕБЯ САМ», де­монстрируется 1-й слайд мультимедиа, на котором изображена карта оз. Байкал, фотографии лодки, команды.

  1. Организационный момент.

Доклад дежурного о готовности класса к занятию. Класс де­лится на 3 группы. Учитель рассаживает учащихся по командам, раздает фломастеры, бумагу, ручки.     *

  1. Введение в тему занятия.

Учитель. Ребята, сегодня мы с вами совершим заочное путешествие по оз. Байкал, цель которого — систематизировать первоначальные знания и умения, необходимые человеку для выживания в экстремальной ситуации природного характера*.

В сценарном описании занятия используется форма заочной экскурсии на озеро Бай­кал. Географическое название может быть изменено на любое другое, близкое жителям кон­кретного региона.

Звучит релаксирующая музыка, появляется 1-й слайд муль­тимедиа.

Учитель. Представьте, мы плывем на корабле, вокруг во­да и плещут волны, над нами проплывают облака, мы на Байка­ле. Вдруг — беда.

Музыка меняется па «штормовую».

Темнеет небо, набегают тучи,

Злой ветер обрывает паруса.

Корабль наш разбит.

И волны несут нас к незнакомым берегам.

Стихии никакой мы не боимся,

Спасти себя мы можем только сами.

Что можем сделать мы? С чего начать?

  1. Беседа.

Учащиеся (с места) рассказывают, что они будут делать в заданной ситуации.

В заключение беседы учитель подводит итог и ставит сле­дующую ситуацию.

Ситуация:

Мы все замерзли и до ниточки промокли.

Нам нужно высушить себя и обогреть.

Огонь издревле — символ жизни.

Искусство разводить костер узнаем мы сейчас.

Взгляните на экран — пред вашим взором сейчас предстанут виды костров.

Демонстрация мультимедиа: появляется 2-й, 3-й слайды с типами костров.

Вы самый главный выберите сами И покажите мне его потом.

Учитель под музыкальное сопровождение раздает каждой команде заготовленные комплекты брусков для разведения ко­стра и поясняет задание. Звучит музыка — классика.

IV.   Практическая часть (задание выполняется учащимися на фоне музыкального сопровождения).

Задание. Вам необходимо выбрать один вид костра и изо­бразить его при помощи брусков.

Учитель обращает внимание, что на столе каждой команды находится карта. За выполненное задание в качестве стимули­рующего фактора вручается карточка — символ с изображени­ем огня. Учащимся дается время для расположения карточки на карте.

Задание.

Вот мы и осмотрелись,

Костер зажгли и отогрелись.

Кто окружает нас?

Какие птицы, животные, друзья или враги?

Я расскажу вам о прекрасной флоре:

Она богата травами, цветами и плодами.

Вот вам продукты, из которых Должны вы блюда сотворить.

Демонстрируется 4-й слайд мультимедиа.

Меню составьте и все в него включите,

Должно быть необычно все и вкусно,

Питательно к тому же.

На фоне музыки учащиеся выполняют задание.

Учитель обращает внимание учащихся на доску. Демонст­рируется 5-й слайд мультимедиа с примерным названием блюд, учащиеся приступают к выполнению. За выполненное задание командам вручается карточка с изображением рыбы — как символ пищи. Учащимся дается время для расположения кар­точки на карте.

Ситуация:

Поели вкусно все и сытно,

Уж отдохнуть пришла пора.

Давайте вместе поиграем В игру «Веревочка» — хорошая игра.

Звучит классическая музыка.

Учитель раздает каждой команде по репшнуру длиной 1,5 м и поясняет задание: все учащиеся должны встать в круг и взяться за веревку. По команде учителя ребята должны из кру­га сделать треугольник, квадрат, овал. Это психологический прием на выявление лидера в каждой команде.

Учитель. И вот в игре наметились вожди.

У нас их трое, три юных дара,

Посланных судьбой.

И я вручаю каждому родник,

Чтоб они всегда служили людям.

Вручение карточки с изображением родника — символа жизни.

Ситуация:

Вы многие испробовали средства.

Но люди, терпящие бедствие,

По волнам почту отправляли,

Рисунками сигналы шифровали.

Вы нарисуйте так свои рисунки,

Чтоб понятно было и доступно,

Что помощь вам нужна.

Под музыкальное сопровождение учитель раздает каждой команде по листку бумаги и пластиковой бутылке.

Напоминает, что, когда учащиеся будут изображать свое послание, не забыть указать ориентиры местонахождения (высокие горы, скалистые ущелья, мыс, последние координаты корабля, стороны света). После выполнения задания, учащиеся передают свое послание соседней команде, а та должна рас­шифровать, придумав 3 предложения — ответа по рисунку.

За выполненное задание командам вручается карточка с изображением палатки — как символ спокойствия и уюта. Учащиеся располагают карточку на карте.

Задание.

Вы подготовили записку «SOS».

Помощь близко, не забыли вас друзья.

На горизонте близится спасение.

Как нам сигнал подать?

А что если использовать флаг?

Учитель. Ведь изготовить флаг можно в любых условиях из подручного материала.           ‘

Звучит музыка. Учитель обращает внимание учащихся на дос­ку. Для закрепления новой информации используется 6-й слайд с сигналами флагом. Одновременно учащимся раздаются кар­точки с заданными словами и флажковым сигналом, ребята приступают к выполнению. Один показывает, другие ищут сиг­нал в таблице. За выполненное задание командам вручается карточка с изображением лодки — как символ спасения. Уча­щиеся располагают карточку-символ на карте.

Учитель обращает внимание ребят на то, как и каким об­разом, с применением каких предметов каждая команда обжи­ла свой остров, но главное, чтобы остров сохранил добрую па­мять о вас. Каждая команда придумывает название, оно должно быть не фантастическим, а отражать особенности этого уголка природы, ведь путешествие проходит по оз. Байкал — жемчужине Сибири. Учащимся дается время для обдумывания и написания названия на карте. После выполнения задания коман­ды демонстрируют, как они уютно обустроили бивак своего острова.

Учитель. Настало время возвращаться на базу. Но прежде давайте придумаем «Прощальную оду» своему острову (задание «Буриме»).

Звучит музыка, демонстрируется 7-й слайд мультимедиа. Когда задание выполнено, каждая команда демонстрирует свой остров и читает своё творение.

V.Подведение итогов.

Выставление оценок в журнал.

Звучит музыка, появляется 1-й слайд мультимедиа.

Учитель. Итак, чему мы сегодня научились?

Учащиеся отвечают с места.

Вывод:

Вы молодцы, все выполнили четко:

Костры зажгли, нашли себе еду,

Зашифровали почту, все успели.

Теперь не попадете вы в беду.

Багаж велик — полученные знанья

Теперь всегда сумеем применить.

Плоты уже готовы.

Остров, до свиданья!

Наш плот плывет домой по чистому Байкалу.

VI. Рефлексия.

Учитель. Ребята, наше путешествие подошло к концу, на­строение у меня от путешествия бодрое, веселое, все остались живы и здоровы. А у вас какое? Отметьте символично на анке­тах ваше настроение.

К доске на магниты прикрепляются карточки розы ветров, учащимся необходимо вписать свое мнение.

Задание на дом.

Изготовить два макета костров — один, который был пред­ставлен на занятии, другой необходимо найти самостоятельно в энциклопедиях, книгах, туристских журналах или придумать новый, свой тип костра.

Leave a Reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

[an error occurred while processing the directive]