Круглый стол … с острыми углами «Служба в армии долг или обязанность?»
Беседа-дискуссия.
Оформление: высказывания великих людей, выполненные на цветной бумаге, книжная выставка «Соль земли нашей»
о героях труда и войн, родившихся в Забайкалье, диаграммы результатов анкетирования школьников, цитаты из сочинений учащихся «Кто такие патриоты?», напечатанные в школьной газете «Сорока».
Музыкальное сопровождение: песня «С чего начинается Родина?», альбом группы «Голубые береты» (песни: «Потому что русские мы», «Русь»),
Участники: учащиеся 10 классов в количестве 45-50 человек, офицер воинской части, военнослужащий срочной службы, председатель (представитель) Комитета солдатских матерей.
Ведущий, два соведущих — актеры школьной театральной студии.
Ход мероприятия
Под музыку все входят в зал, рассаживаются.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашей дискуссии!
Соведущий 1. Все созданное народом нуждается в защите от посягательств врага. По мере развития цивилизации, приобретения человеком все большей власти над природой, каждая последующая война становилась все более разрушительной и страшной. Только две мировые войны XX столетия унесли пи лее 60 миллионов жизней.
Соведущий 2. Поскольку в настоящее время на воору жении ведущих армий мира находится огромное количество оружия, способного убить сотни и тысячи жизней в несколько мгновений, а запасы энергетического сырья истощаются, вопрос о будущей возможной войне остается открытым.
Соведущий 1. Наши мальчики нередко выбирают для себя профессию военного. Выбирают сознательно, прекрасно зная, что Она связана не только с трудностями и сложностями, но и «романтикой военных дорог». Знают и то, что профессия офицера — на всю жизнь.
Ведущий. Юноши, призванные в ряды Вооруженных Сил на один год. Призванные, чтобы охранять нас и нашу Родину. Кто они? Каков сегодня образ защитника Отечества? Вчерашний школьник? Или зрелый мужчина? С каким настроением он приходит в солдатский строй? Какими качествами должен он обладать, чтобы успешно адаптироваться в воинском коллективе? Как достойно отслужить и успешно вернуться домой? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить. Нам в этом поможет экспертный совет, в который входят…
Следует представление экспертов и приглашенных.
Ведущий. Говорят — лучше один раз увидеть. Поэтому мы предлагаем вам посмотреть маленькую сценку, поставленную актерами школьной театральной студии и подумать, как бы вы повели себя в данной ситуации, на чью сторону встали бы. Итак, смотрим.
Сценка 1
Двое — юноша и девушка.
Юноша (радостно, возбужденно). Аленка, мне сегодня прислали повестку в военкомат!! Иду служить, в десант!
Девушка (растерянно, отталкивая юношу и освобождаясь от объятий). Ты что!!!?? Какой десант, какая армия? А как же… Как же наша дружба, наша любовь!? Как же юридический? Адвокатская карьера?
Юноша (стараясь убедить девушку, но тем не .менее расстроенно). Ну, ничего, поступишь одна, мне потом помогать будешь. Да и расстаемся всего на год. Чувства наши проверим. Да ведь это же не стройбат какой-нибудь, а десант!! Десант, представляешь!!
Девушка (закрывая лицо руками, всхлипывая). Вот уж никогда бы не подумала, что ты такой дурак! Неужели твои родители не могут тебя отмазать. У тебя отец — крупный бизнесмен.
Юноша. Да зачем? Я же Родину защищать буду, с детства мечтал. И тебя, конечно. Ты мне рукой помашешь, когда над домом пролетать будем. Обещаешь ждать?
Девушка (гневно). Дай сюда повестку, я посмотрю. (Берет повестку и рвет ее на части.)
Ведущий. Ситуация более чем спорная. Чей поступок считать верным? Что выше — закон или мораль? Что важнее — детская мечта или любовь, разбившаяся в одночасье на куски?
У вас в руках красные и зеленые таблички. Если вы согласны с юношей и считаете, что армия — наиважнейшее событие в жизни юноши, поднимите зеленую табличку. Если встали на сторону девушки, которая порвала повестку и тем самым постаралась не пустить парня в армию, — голосуйте красной.
Происходит голосование. Ведущий произвольно спрашивает учащихся, почему подняли ту или иную табличку.
Ведущий. Мнения разделились. Попросим наших экспертов представить свое видение проблемы.
Пожалуйста, послушаем, как на ситуацию смотрит закон.
Офицер воинской части дает правовую оценку поступка девушки.
Ведущий. Ровно неделю назад силами школьного пресс- центра проводился экспресс-опрос учащихся с целью выявить их отношение к воинской службе и возможные причины нежелания пойти служить. Результаты представлены на диаграмме. Как выяснилось, подавляющее большинство молодых людей видят корень зла в «дедовщине», произволе офицеров и полном бесправии солдата в части, а также низком уровне доходов и социальной защиты военнослужащих. Как к этому относятся уважаемые эксперты? Особо хотелось бы услышать мнение солдата, не понаслышке знающего об этих явлениях.
Следует выступление солдата, дискуссия с ним.
Офицер дает информацию о правовой защите солдата, порядке подачи жалоб на неуставные отношения.
Ведущий. У каждого солдата за забором воинской части остались родители, переживающие за судьбу своего сына. И нет на свете для солдата человека дороже, чем мать. Чем может мать помочь сыну, попавшему в беду? Слушаем представителя Комитета солдатских матерей.
Выступление представителя Комитета солдатских матерей, дискуссия.
Ведущий. Неужели у наших Вооруженных Сил нет перспективы и будущее столь мрачно? Как следует из анкет учащихся — нет. Армию как школу жизни и способ приобрести необходимый жизненный опыт рассматривают 90 % юношей и девушек. Однако далеко не все девушки и юноши готовы жить в разлуке с любимыми. Зачастую солдат сталкивается с ситуацией, которую мы предлагаем вам посмотреть.
Сценка 2
Две девушки.
1 — я. Ты знаешь, когда я провожала своего Костю в армию, обещала ждать, письма писала такие хорошие. А тут вот… В общем, встретила парня, ну, у Ford тачка крутая, стильно одевается, дарит дорогие подарки, по ночным клубам ходим. А вот вчера он мне замуж предложил. И я решила согласиться.
2 — я. Да ты что!!! А как же чувства? Красивые слова, проводы? Ведь он любит тебя, надеется. Да и не просто он в части полы тряпкой моет, а сама знаешь где, ему твоя любовь сейчас очень нужна.
1- я . Ну и что!! Я ему напишу, он поймет.
2 — я. И неужели тебе его не жалко? Среди всего, что там творится, только твои письма и помогают. А если Костя что- нибудь сделает с собой? Родителям каково? Командиру? Ведь сколько случаев было!
1 — я. Понимаю, но поделать ничего не могу. Такой вариант! А у него что? Мать — инвалид, отец — шофер, да и у самого после войны крыша поедет. Все, решено, пишу завтра письмо.
Ведущий. Какова может быть цена такого письма? Что ценнее — жизнь молодого парня или правда?
Предлагаю проголосовать. Красная карточка — вы за письмо, зеленая — категорически против и считаете, что лучше перестать писать и дождаться возвращения Кости хотя бы из зоны боевых действий.
Голосование, дискуссия с учащимися.
Ведущий. А каким будет мнение солдата?
Солдат озвучивает свое мнение — считать или не считать 1-ю девушку предательницей и стоит ли писать в армию, тем более в часть, ведущую боевые действия, письма с известиями о разрыве отношений.
Дискуссия с солдатом.
Ведущий. Итак, что важнее — любовь к девушке или любовь к Родине? Оправданны ли «тяготы и лишения воинской службы»? Возвращается ли юноша «настоящим мужчиной» или, не выдержав терзающих армию проблем и лишений, оказывается перед дилеммой — покинуть ворота части самовольно, но сохранить жизнь и здоровье. Или сжать зубы и терпеть до «дембеля»? Последняя ситуация, показанная вам, к сожалению, становится все более частой в армии. Смотрим.
СЦЕНКА3
Пожилая женщина и одетый в грязный спортивный костюм юноша.
Юноша. Здравствуй, мама! Я приехал.
Женщина. Здравствуй, сынок. А ты откуда? И почему оборванный, грязный? Два месяца назад мы же тебя в армию проводили, на присягу ездили… Ты сбежал? И давно скрываешься?
Юноша. Если бы ты знала, какой там ад!! Подъем в семь, отбой в одиннадцать, бесконечные уборки, работы, марш- броски. Кормят плохо, офицеры тыкают, а сержанты матерят. Им ничего не стоит ударить, пнуть, разбудить ночью и отправить убирать туалет. Я туда больше не вернусь.
Женщина. Да ты что, сынок! Это же дисбат!! Вместо года — четыре, а то и шесть. И позор какой на семью. Отец служил, старший брат — офицер, а ты… Надо идти в военкомат, собирайся.
Юноша. Нет! Спрячь меня, пока все не уляжется. Мало ли бегает по стране таких же. Авось забудут.
Женщина. Ну, как ты не поймешь — станет только хуже. Меня за укрывательство посадят. Пойдем.
Юноша. А я думал, что ты меня любишь, а ты…
Юноша убегает, мать бросается за ним.
Ведущий. Как оказалось, даже физически здоровый юноша не смог приспособиться к специфической казарменной обстановке. Очень сложно перестроиться психологически, самого себя заставить жить не так, как привык, а так, как того требует Устав и неписаные законы армейского коллектива.
Итак, прежде чем мы узнаем мнение представителя Комитета солдатских матерей, прошу проголосовать: если вы на стороне юноши — красная табличка, если матери — зеленая. И прошу юношей подумать над следующим вопросом: готовы ли вы сегодня к службе в армии?
Голосование, разговор на тему «Готов ли я к службе».
Ведущий. А что скажет нам самый компетентный эксперт в области взаимоотношений армии и семьи? Дискуссия с председателем Комитета солдатских матерей и военнослужащими.
Ведущий. Животрепещущий вопрос: что такое служба в армии? Долг или обязанность? Не секрет, что призывники считают, что изжить дедовщину можно, отказавшись от призыва. 78 % опрошенных полагают, что призывать надо только тех, кто этого желает и морально готов к службе. А для того чтобы дать азы военной подготовки для желающих, в 10-11 классах ввести предмет «Начальная военная подготовка». А кем же считать тех, кто не желает надевать погоны, они не патриоты?
Соведущий 1. Патриотизм — греческое слово, обозначающее любовь к Родине, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками, передаваемых из поколения в поколение. Сейчас к патриотизму отношение изменилось, и слово «патриот» стало едва ли не ругательством. Единого мнения нет, поэтому, чтобы из множества осколков собрать целостный рисунок, учащимся заранее было предложено в письменном виде дать оценку понятию «патриот». Наиболее интересные опубликованы в газете «Сорока» и представлены здесь. «Родина, род, родные. Слова одного корня. Наша Родина — Россия. С давних времен поэты воспевали нищую, но духовно могучую Русь с ее великим народом, который ни перед кем не вставал на колени. Я считаю, что каждый гражданин России должен быть патриотом и в трудную минуту отстаивать ее интересы».
«Я думаю, что армия воспитывает в ребятах мужество, умение найти выход из сотен трудных ситуаций. Армия — хорошая и нужная школа для молодежи». «Мы должны любить свою Родину, потому что она единственная. Любить ее такой, какая она есть. Здесь мои родители, друзья, здесь мой дом, здесь мое будущее».
Соведущий 2. Если так рассуждают наши дети, значит, есть еще порох в пороховницах. Мы смеем надеяться, что в будущем Отчизна наша будет защищена, будет любима, и сберегут ее эти ребята для потомков.
Ведущий. А закончить наш сегодняшний разговор предлагаю стихотворением Игоря Ляпина «Россия».
С Россией, именно с Россией,
Не разлучи ты души моей,
Нет для меня земли красивей,
И нет милей, и нет родней.
Свои дела верша привычно,
Во всем достоинство храня,
Она ни разу безразлично
Не посмотрела на меня.
Когда себя в огонь бросала
И только смерть была в глазах,
Меня заботливо спасала
В тех тыловых своих лесах.
И в дни, когда умолкли пушки,
Оставив пепел по полям,
Бедой горчащие осьмушки
Со мной делила пополам.
Она меня не запирала,
А распахнула сто путей.
А вещмешок мой собирала Руками матери моей,
Ее слезой благословляла,
Когда прижала мать к груди…
Служба в армии долг или обязанность