Задания для олимпиады по физкультуре для учащихся 9 — 11 классов
Задания для муниципального этапа олимпиады по физической культуре для учащихся 9 — 11 классов на 2016 — 2017 учебный год. Данные задания станут хорошим подспорьем для подготовки к олимпиаде в следующим году.
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».
Задания объединены в 3 группы:
- Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Выбранный вариант отмечается зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
- Задания, в которых необходимо завершить высказывание. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
- Задание на установление соответствия между понятиями. Полноценно выполненные задания этой группы оцениваются в 4 балла.
- Задания на перечисления. Полноценное выполнение задания, связанные с перечислениями или описаниями, оценивается в 3 балла, при этом каждая верная позиция оценивается в 0,5 балла.
- Задания на установление правильной последовательности действий. Каждое полноценно выполненное задание оценивается в 3 балла. Каждый правильный ответ в отдельном вопросе оценивается в 0,3 балла.
- Задания на описание графических изображений двигательных действий (пиктограмм). Полноценно выполненное задание этой группы оценивается в 4 балла. Каждое правильно описанное упражнение оценивается в 1 балл.
Контролируйте время выполнения задания. Полноценное выполнение третьей группы заданий может потребовать больше времени.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
- Задания с выбором одного правильного ответа.
Правильный вариант ответа отметьте зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке работы.
- Девиз Олимпийских игр «citius, altius, fortius!» означает …..
а) ярче, красивее, лучше!
б) сильнее, быстрее, выше!
в) быстрее, выше, сильнее!
г) лучше меньше, да лучшеI
- Первые Олимпийские Игры на территории нашей страны состоялись в …
а) 2014 году в) 1896 году
б) 1980 году г) 1924 году
- Свод законов олимпийского движения называется
а) Олимпийская хартия
б) Олимпийский Кодекс
в) Кодекс чести атлета
г) Правила проведения олимпийских игр
- Основоположником отечественной науки в области физической культуры и спорта считается
а) Н.Н. Бернштейн в) П. Ф. Лесгафт
б) В.М. Зациорский г) И.П. Павлов
- Термин «сокращенный (жесткий) интервал отдыха» используется при описании ……..
а) интервального метода тренировки;
б) повторного метода тренировки;
в) непрерывного кругового метода тренировки;
г) все варианты не верны.
- На зимней Олимпиаде в Сочи олимпийскую клятву от имени всех участников произнёс:
а) конькобежец Руслан Захаров в) лыжник Вячеслав Веденин
б) фигуристка Ирина Роднина г) биатлонист Дмитрий Малышко
- Как называется стиль лыжной гонки, при котором по всей трассе готовится широкое снежное полотно и по краю прокладывается не менее одной двухколейной лыжни?
а) свободный в) коньковый
б) классический г) сложный
- Розыгрыш мяча в волейболе начинается с ……
а) нападающего удара в) подачи
б) фола г) вбрасывания
- Такой разновидности спортивных игр не существует:
а) пляжный волейбол в) подводный баскетбол
б) пляжный футбол г) подводное регби
- Какие команды подаются судьей-стартером на старте бега на 2000 метров?
а) «На старт! Внимание! Марш!»
б) «На старт! Марш!»
в) «Внимание! Марш!»
г) «Приготовиться! Бегом марш!»
- Основа технической подготовки в физической культуре и спорте — это:
а) формирование тактического мышления
б) формирование умений и навыков
в) изучение правил соревнований
г) формирование условных рефлексов
- Разминка перед стартом в более холодную погоду требует …
а) использования более теплого разминочного костюма
б) увеличения продолжительности циклических упражнений низкой интенсивности
в) включения упражнений для стимулирования кровоснабжения кистей и стоп
г) все пункты верны
- Выберете вариант, перечисляющий основные технические элементы в баскетболе: 1) жесты судей, 2) дриблинг, 3) ведение и передача мяча, 4) подбор, 5) перехват и блокшот
а) 1, 3 в) 3, 4, 5
б) 1,2, 3, 4, 5 г) 1, 3
- ______________ не считается независимым проявлением силовых качеств человека
а) максимальная произвольная сила в) силовая выносливость
б) взрывная сила г) сила воли
- Документ, определяющий все условия организации соревнований по отдельному виду спорта – это …
а) технический регламент в) программа соревнований
б) правила соревнования г) положение о соревнованиях
- В баскетболе штрафной бросок назначают при …
а) грубой игре в зоне штрафного броска в) заступе средней линии
б) выполнении «быстрого отрыва» г) не соблюдении игроками своего амплуа
- Передача снизу в волейболе выполняется … ……
а) в низкой стойке в) на прямых ногах
б) в перемещении г) в высокой стойке
- Какое из приведённых утверждений сформулировано некорректно?
а) Спорт – это соревновательная деятельность.
б) Спорт – неотъемлемая часть физической культуры.
в) Спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней.
г) Спорт – соблюдение определённых правил поведения.
- Задания, в которых необходимо завершить высказывание.
- Положительное влияние уже освоенных движений на освоение разучиваемых называют: __________ __________ навыка.
- Естественное состояние временного повышение работоспособности в процессе восстановления по сравнению с исходным уровнем принято называть: ___________.
- Метод, характеризующийся выполнением всеми занимающимися одного и того же задания, независимо от форм построения обозначается как ________________ .
- Свойство опорно-двигательного аппарата, позволяющее выполнять движения с большой амплитудой, обозначается как: ________________________________ .
III. Задания на установление соответствия между понятиями.
- Сопоставьте спортивную игру с годом появления на Олимпийских играх:
Спортивная игра | Год появления на Олимпийских играх |
1.Волейбол | А. летние Олимпийские игры 1936 в Берлине |
2.Баскетбол | Б. летние Олимпийские игры 1964 в Токио |
3.Футбол | В. летние Олимпийские игры 1900 в Париже |
4.Настольный теннис | Г. летние Олимпийские игры 1988 в Сеуле |
- Сопоставьте расстояния для пенальти в соответствии с Правилами отдельных разновидностей футбола.
Разновидности футбола | Расстояние для пенальти |
1. футбол | а) 10 |
2. мини-футбол | б) 9 |
3. футзал | в) 11 |
г) 8 |
- Установите соответствия между видами спорта и специальными терминами.
Вид спорта | Термины |
1. Горнолыжный спорт | А. фляк, спад, стойка |
2. Легкая атлетика | Б. дуатлон, персьют, темляк |
3. Волейбол | В. жумар, полиспас, траверс, сплав |
4. Бадминтон | Г. хук, джеб, брэк |
5. Футбол | Д. кант, карвинг, плуг, |
6. Бокс | Е. подставка, укороченный удар, смэш |
7. Лыжные гонки | Ж. офф-сайд, форвард, подкат |
8. Настольный теннис | З. спурт, фальстарт, молот |
9. Туризм | И. хватка, топ-спин, накат |
10. Гимнастика | К. блок, второй темп, либеро |
- IV. Задания на перечисления
- Перечислите известные Вам лыжные виды спорта
- Гигиенические требования к проведению самостоятельных занятий физической культурой включают (перечислите основные группы требований)
- Задания на установление правильной последовательности действий
- Расположите основные группы упражнений в комплексе утренней гигиенической гимнастики по порядку
- Расположите курских спортсменов-чемпионов Олимпийских Игр разных лет по времени их побед на Олимпиадах от самого раннего к самым поздним
- Запишите названия стоек используемых в лыжном спорте, изображенных пиктограммами в таблице
Практический тур
Гимнастика
- Испытания девочек и мальчиков проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
- Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
- В случае изменения установленной последовательности элементов, упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
- Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка, равная его стоимости, (в соответствии с таблицами 4 и 5).
- Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженное начало и окончание, и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать» – не менее 2-х секунд. 6. Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 6, вычитая их из 10,0 баллов. 7. Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
- Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
- Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
- При выставлении оценки большая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
- Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
- Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 баллов.
- Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метров и длиной не менее 12 метров.
Таблица 4 Акробатическое упражнение девушек 9–11 классов – участниц муниципального этапа Олимпиады школьников
№
п/п |
Упражнение | Стоимость |
И.п. – о.с. | ||
1 | Шагом вперёд равновесие на одной ноге, руки в стороны («Ласточка»), держать | 1,0 |
2 | Приставляя ногу, выпрямиться в стойку, руки в стороны — кувырок вперёд согнувшись в стойку ноги врозь, руки в стороны | 1,0 |
3 | Наклон вперёд прогнувшись – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатка без помощи рук, держать | 1,0 + 1,0 |
4 | Перекат вперёд в сед в группировке – сед углом руки в стороны, держать — лечь на спину руки вверх | 1,0 |
5 | Согнуть руки и ноги — «мост», держать — поворот кругом в упор присев | 1,5 |
6 | Кувырок назад в полушпагат руки в стороны, держать – с опорой на руки перейти в упор присев – встать, руки вверх | 1,5 |
7 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и приставляя ногу, поворот лицом в направлении движения | 1,0 |
8 | Прыжок с поворотом на 180° | 1,0 |
Таблица 5 Акробатическое упражнение юношей 9–11 классов – участников муниципального этапа Олимпиады школьников
№
п/п |
Упражнение | Стоимость |
И.П. – о.с. | ||
1 | Шагом вперёд равновесие на одной ноге, руки в стороны («Ласточка»), держать | 1,0 |
2 | Приставляя ногу, выпрямиться в стойку, руки в стороны – кувырок вперёд прыжком в стойку ноги врозь, руки в стороны | 1,0 |
3 | Наклон вперёд прогнувшись – кувырок вперёд в стойку на лопатках, обозначить – стойка на лопатка без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев | 1,0 + 1,0 |
4 | Силой, сгибая ноги, стойка на голове и руках, держать – опуститься в упор присев. | 2,0 |
5. | Кувырок назад согнувшись – выпрямиться в стойку, руки вверх | 1,5 |
6 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо»), приставляя ногу, поворот в направлении движения | 1,0 |
7 | Прыжок с поворотом на 360° | 1,5 |
Таблица 6 Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов
№ | Ошибки исполнения | Сбавки |
1 | Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента | – стоимость элемента |
2 | Недостаточная высота полётной фазы прыжков, искажение рабочей осанки, неточное положение туловища, сгибание и/или разведение рук и ног | – до 0,5 балла |
3 | Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами | – до 0,3 балла каждый раз |
4 | Остановка при выполнении упражнения более 7 секунд | Упражнение прекращается и оценивается его выполненная часть |
5 | Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее 2–х секунд | – стоимость элемента |
6 | Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом:
– переступание и незначительное смещение шагом – широкий шаг или прыжок – касание пола одной рукой, падение |
– 0,1 балла – 0,3 балла – 0,5 балла |
7 | Выход за пределы акробатической дорожки | – 0,5 балла |
8 | Отсутствие чёткого выраженного начала или окончания упражнения | – 0,3 балла |
9 | Повторное выполнение упражнения после неудачного начала | – 0,5 балла |
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА (по выбору)
Конкурсное испытание в легкой атлетике заключается в преодолении дистанции 2000м.
Старт – забегами до 15 человек, по беговой дорожке не короче 200 м.
Время преодоления дистанции фиксируется с точностью до десятых долей секунды.
Спортивные игры (комплексное испытание: баскетбол, волейбол, футбол)
Девушки и юноши
Упражнения выполняются поточно в представленной ниже последовательности (таблица 2) и схеме (рис. 2).
Оценивается общее время прохождения всех заданий комплексного испытания (выполнения всех упражнений) в секундах.
Старт участника производится по команде судьи.
Время финиша участника фиксируется сразу после пересечения линии финиша.
Методические указания к выполнению комплексного задания:
- Линия старта расположена на лицевой линии волейбольной площадки (не менее 1 м от стены зала).
- Расстояния между точкой (линией) окончания упражнения и точкой (линией) начала следующего упражнения указаны на схеме.
- Все задания располагаются строго последовательно, по периметру спортивного зала (24×12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. схему).
- Прохождение комплексного испытания оценивается судейской бригадой, состоящей из 3 человек. Первый судья располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток» и фиксирует время прохождения. Второй и третий судьи располагаются в зоне прохождения 1–5 упражнений и оценивает качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей находился на лицевой линии волейбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения броска мяча в кольцо и выполнения передач волейбольного мяча.
Основой для разметки комплексного испытания является разметка волейбольной площадки.
Инвентарь и оборудование
Волейбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсного испытания (согласно схемам – рисунки 1 и 2). Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м полностью свободная от посторонних предметов.
- футбольный мяч – 1 шт. (размер 4);
- конусы – 7 шт для 7–8 классов, 7 шт для 9–11 классов;
- высокие стойки – 8 шт;
- секундомер – 2 шт;
- свисток – 1 шт;
- 1 волейбольный мяч (стандартный игровой мяч для классического волейбола, размер 4);
- 1 баскетбольный мяч (размер 6 для участников 7–8 классов и девушек 9–11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
- баскетбольный щит.
Методика оценки результатов
- Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
- Секундомер выключается, когда участник с мячом пересек двумя ногами линию финиша после выполнения последнего задания.
- Результатом является общее время выполнения всех упражнений, включая «штрафные» секунды (в секундах, с точностью до десятых долей секунды).
- Чем меньше времени затрачено на выполнение упражнения, тем выше результат.
- Невыполнение одного из заданий – штраф 60 секунд.
Баскетбол:
- невыполнение задания (+60 с);
- непопадание мяча в кольцо (+ 5 с);
- выполнение броска в кольцо неуказанным способом (двушажная техника) (+ 5 с); – обводка стойки не с той стороны, перешагивание через стойку, нахождение мяча с одной стороны стойки, а участника с другой (+ 3 с);
- нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание конусов или стоек-ориентиров) (+2 с);
Волейбол:
- невыполнение задания (+60 с);
- за каждую потерю мяча (+ 5 с);
- за каждое невыполнение передачи указанным способом (например, высота полёта мяча менее 1,0–1,5 м, передача мяча не сверху, а снизу) (+ 2 с); – за каждый выход за пределы ограничения площадки (+3 с).
- отсутствие фиксации мяча в обозначенной зоне после выполнения передач (+5 с).
Футбол:
- невыполнение задания (+60 с);
- необбегание конуса с мячом (+ 3 с за каждое нарушение);
- обводка конуса не с той стороны, перешагивание через конус, смещение конуса мячом или ногой, нахождение мяча с одной стороны стойки, а участника с другой (+ 2 с);
- непрохождение створа на финише (+10 с);
- выход мяча за пределы поля (+3 с)
- во время ведения участник слишком далеко (более 1 метра) отпускает мяч от
себя (+2 с),
- невыполнение указанного числа касаний мяча при ведении мяча по прямой
(+ 2 с за каждое нарушение).
Последовательность выполнения упражнений полосы препятствий 9–11 классы
№
п/п |
Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование | Методика оценки |
1 | Старт. Ведение баскетбольного мяча одной рукой. | Участник находится на линии старта с мячом в руках. После команды судьи (команда: «Марш!»/ свисток) участник бежит с ведением мяча к высоким стойкам, затем обводит каждую из них по кругу (1-ю с правой стороны, 2-ю – с левой, 3-ю – с правой) и передвигается к линии старта следующего упражнения согласно рисунку 2, ведя мяч одной рукой.
Стойки обводятся дальней от стойки рукой. |
Для выполнения упражнения 3 высоких стойки ставятся последовательно на расстоянии 3 м друг от друга.
1-я стойка расположена на расстоянии 3 метра от линии старта (лицевой линии площадки). |
Потеря мяча не штрафуется |
2 | Обводка пяти стоек правой– левой рукой, ведение и бросок баскетбольного мяча | Участник обводит первую стойку с левой стороны, вторую – с правой стороны, третья и пятая стойки обводятся с левой стороны, четвертая стойка обводится с правой стороны. Стойки обводятся дальней от стойки рукой.
Далее участник ведёт мяч к щиту и выполняет бросок мяча в кольцо правой рукой, используя двушажную технику. Выполнив бросок, участник не подбирая отскочивший мяч, продвигается к зоне выполнения следующего упражнения (рис. 2) |
5 стоек, расположенных в 1 м друг от друга (согласно схеме) | Отскочивший мяч подбирает судья |
3 | Передачи волейбольного мяча двумя руками снизу над собой
(10 передач)
|
Участник берёт волейбольный мяч, перемещается с ним в 3-х секундную зону баскетбольной площадки и выполняет 10 (десять) передач двумя руками снизу. Высота передачи мяча – не менее 1,0–1,5 м.
Закончив упражнение, участник ловит мяч и жёстко фиксирует его в ограниченной зоне (в трехсекундной зоне баскетбольной площадки, согласно схеме) выполнения и продвигается к зоне выполнения следующего упражнения. |
Волейбольный мяч лежит на месте пересечения боковой и лицевой линии волейбольной площадки (согласно схеме). | Следить за выполнением техники передачи мяча, высотой полёта.
Судья вслух считает засчитанные попытки |
4 | Обводка стоек
(конусов) ногой |
Футбольный мяч лежит на специальной отметке (3 метра от лицевой линии площадки).
Участник начинает максимально быстро ведение мяча «змейкой» обводя конусы №1–5, начиная слева, и обратно, последовательно обводя конусы №5–1. Обведя 1-й конус, участник продвигается к зоне выполнения следующего упражнения (согласно схеме). |
5 конусов, расположенных в 2,5 м друг от друга (согласно схеме).
Первый конус расположен на расстоянии 2 м от линии старта в упражнении. |
Ведение мяча может осуществляться любым из способов – внутренней и внешней частью подъёма, внутренней частью стопы, носком |
5 | Ведение мяча по прямой в створ из 2 конусов, стоящих на расстоянии 3 м друг от друга | Закончив выполнение предыдущего упражнения, участник начинает максимально быстро ведение мяча по прямой (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком) в коридор из 2-х конусов. Во время ведения мяча по прямой необходимо выполнить не менее 7 касаний мяча. Мяч, контролируемый участником, должен пересечь линию финиша в коридоре между 2-х конусов. | Конусы, расположенные в 7 м друг от друга, образуют коридор шириной 1 метр
(согласно схеме). Для удобства обозначения коридора рекомендуется начертить линию 7 метров между конусами и поставить посередине (3,5 метра дополнительные конусы) |
|
6 | Финиш | Программа выступления считается законченной в момент пересечения участником двумя ногами линии финиша. Фиксируется общее время выполнения всего комплексного задания. Результат определяется по сумме времени выполнения и штрафного времени. | Обозначенная линия финиша между 2-мя конусами (расстояние 1 м) |