Задания муниципального этапа олимпиады по физкультуре в 7-8 классах
Всероссийская олимпиада школьников по физической культуре (муниципальный этап) для учащихся 7-8 классов на 2016-2017 учебный год. Задания олимпиады состоит из практической и теоретической частей. Бланки заданий и ответы на задания вы найдете в архиве.
Теоретическая часть состоит из:
- Задания с выбором одного правильного ответа.
- Задания, в которых необходимо завершить высказывание.
- Задание на установление соответствия между понятиями.
Практическая часть:
- Акробатическое упражнение.
- Спортивные игры (комплексное испытание: баскетбол, волейбол, футбол).
Инструкция по выполнению заданий теоретической части.
Вам предлагаются задания, соответствующие требованиям к уровню знаний учащихся общеобразовательных школ по предмету «Физическая культура».
Задания объединены в 3 группы:
- Задания с выбором одного правильного ответа. При выполнении этих заданий необходимо выбрать единственно правильный вариант из предложенных. Среди вариантов могут встретиться частично правильные, не подходящие в качестве ответа. Выбранный вариант отмечается зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке работы: «а», «б», «в» или «г».
Внимательно читайте задания и предлагаемые варианты ответов. Старайтесь не угадывать, а логически обосновывать сделанный Вами выбор. Пропускайте незнакомые задания. Это позволит сэкономить время для выполнения других заданий. Впоследствии Вы сможете вернуться к пропущенному заданию.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 1 балл.
- Задания, в которых необходимо завершить высказывание. При выполнении этого задания необходимо самостоятельно подобрать недостающие слова, чтобы получилось верное утверждение. Подобранные слова вписывайте в соответствующую графу бланка работы.
Правильно выполненные задания этой группы оцениваются в 2 балла.
- Задание на установление соответствия между понятиями. Полноценно выполненные задания этой группы оцениваются в 4 балла.
Контролируйте время выполнения задания. Полноценное выполнение третьей группы заданий может потребовать больше времени.
Время выполнения всех заданий – 45 минут.
Будьте внимательны, делая записи в бланке ответов. Исправления и подчистки оцениваются как неправильный ответ.
- Задания с выбором одного правильного ответов.
Правильный вариант ответа отметьте зачеркиванием соответствующего квадрата в бланке работы.
- Инициатором возрождения Олимпийских игр современности является …
а) Петр Франциевич Лесгафт
б) Пьер де Фреди, барон де Кубертен
в) Философ-мыслитель древности Аристотель
г) Римский император Феодосий I
- Первые Олимпийские Игры современности состоялись в …
а) 2014 году в) 1908 году
б) 1896 году г) 1924 году
- Свод законов олимпийского движения называется
а) Олимпийская хартия
б) Олимпийский Кодекс
в) Кодекс чести атлета
г) Правила проведения олимпийских игр
- Первым российским представителем в международном олимпийском движении был
а) князь Л. В. Урусов в) педагог П. Ф. Лесгафт
б) граф Г. И. Рибопьер г) генерал А. Д. Бутовский
- Вячеслав Веденин, Галина Кулакова, Николай Зимятов, Евгений Дементьев, Александр Легков — чемпионы Олимпийских игр в …
а) биатлоне в) конькобежном спорте;
б) плавании г) лыжных гонках.
- На зимней Олимпиаде в Сочи олимпийскую клятву от имени всех участников произнёс:
а) конькобежец Руслан Захаров в) лыжник Вячеслав Веденин
б) фигуристка Ирина Роднина г) биатлонист Дмитрий Малышко
- Как называется стиль лыжной гонки, при котором при прохождении дистанции лыжнику запрещено отталкиваться скользящей лыжей более 1 раза подряд?
а) свободный в) коньковый
б) классический г) сложный
- Розыгрыш мяча в волейболе начинается с ……
а) проброса в) подачи
б) фола г) вбрасывания
- Питательные вещества, необходимые организму школьника для нормальной жизнедеятельности и занятий физической культурой:
а) белки, жиры, углеводы, витамины, вода;
б) белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли, вода;
в) белки, жиры, углеводы, вода;
г) белки, желтки, углеводы, витамины, биодобавки, вода.
- Спортивные походы в зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяжённости маршрута и ряда других его показателей делятся
а) походы выходного дня, степенные и категорийные
б) походы выходного дня, прогулки, активный отдых
в) экскурсии, спортивные походы, экспедиции
г) прогулки, походы выходного дня, турслеты
- Под физической подготовленностью понимается:
а) комплекс таких показателей, как рост, вес, жизненная ёмкость лёгких, динамометрия
б) процесс изменения морфофункциональных свойств организма на протяжении индивидуальной жизни
в) уровень развития физических качеств, обусловленный наследственностью и регулярностью занятий физической культурой и спортом
г) размеры мускулатуры, форма тела, функциональные возможности дыхания и кровообращения, физическая работоспособности.
- Основа нервной деятельности человека — это:
а) мышление
б) рассудочная деятельность
в) возбуждение и торможение
г) рефлексы
- Физическая подготовка представляет собой
а) физическое воспитание с ярко выраженным прикладным эффектом
б) уровень развития, характеризующийся высокой работоспособностью
в) процесс обучения движениям и воспитания физических качеств
г) процесс укрепления здоровья и повышения двигательных возможностей
- Какое из представленных утверждений не соответствует действительности?
а) проведение занятий «на природе» создает благоприятный фон, повышает привлекательность занятий, способствует формированию эстетических восприятий;
б) свойства природы являются самостоятельными факторами физического воспитания;
в) в процессе физического воспитания большое внимание уделяется использованию естественных свойств природы и гигиенических факторов;
г) все представленные утверждения соответствуют действительности.
- ______________ не считается независимым проявлением быстроты человека
а) скорость простой реакции
б) взрывная сила
в) быстрота отдельного движения
г) максимальная частота движений
- Документ, определяющий основные аспекты организации и проведения конкретных соревнований – это …
а) календарь соревнований
б) правила соревнования
в) программа соревнований
г) положение о соревнованиях
- Размеры футбольного поля, рекомендуемые международной федерацией футбола (FIFA)
а) длина -105м, ширина — 68 м в) длина -60 м, ширина – 60м
б) длина — 85м, ширина — 40м г) длина – 28м, ширина – 15м
- В баскетболе судья остановит игру, если игрок осуществляет …
а) низкое ведение мяча в) ведение мяча со сменой рук
б) двойное ведение г) ведение на месте
- В баскетболе бросок, за который в случае попадания присуждают 1 очко, выполняется … …
а) с лицевой линии в) произвольно
б) со средней или близкой дистанции г) с линии штрафного броска
- Какое из приведённых утверждений сформулировано некорректно?
а) Спорт – это соревновательная деятельность.
б) Спорт – неотъемлемая часть физической культуры.
в) Спорт – это соревновательная деятельность и подготовка к ней.
г) Спорт – соблюдение определённых правил поведения.
- Задания, в которых необходимо завершить высказывание.
- Для освоения игры в волейбол в качестве подводящего упражнения используется игра: ____________________.
- Основным средством физической культуры являются: ___________ ___________.
- Специалист, отвечающий за подготовку спортсмена – это ________________ .
- Способ прыжка в высоту, при котором выход к планке осуществляется спиной называется: ________________________________ .
III. Задания на установление соответствия между понятиями.
- Сопоставьте вид спорта с количеством полевых игроков одной команды (с учетом вратарей)
Вид спортивной игры | Кол-во полевых игроков |
1. Волейбол | а. 5 |
2. Гандбол | б. 11 |
3. Баскетбол | в. 7 |
4. Футбол | г. 6 |
- Установите соответствия между видами спортивных игр и используемым инвентарём.
Вид спорта | Инвентарь |
а) хоккей | 1. дротики |
б) рэгби | 2. мяч |
в) бадминтон | 3. волан |
г) бейсбол | 4. шары |
д) дартс | 5. бита |
е) боулинг | 6. шайба |
- Установите соответствия между видами спорта и специальными терминами.
Вид спорта | Инвентарь |
а) легкая атлетика | 1. фальстарт |
б) теннис | 2. офсайд |
в) дзюдо | 3. шидо |
г) футбол | 4. эйс |
д) гимнастика | 5. страйк |
е) боулинг | 6. вис |
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ 2016–2017 учебного года МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7–8 классы
Практический тур
Гимнастика
- Испытания девочек и мальчиков проводятся в виде выполнения обязательного акробатического упражнения.
- Участник имеет право на одну попытку, в которой он должен выполнить упражнение полностью.
- В случае изменения установленной последовательности элементов, упражнение не оценивается, и участник получает 0,0 баллов.
- Если участник не сумел выполнить какой-либо элемент, производится сбавка равная его стоимости, указанной в таблицах 1 и 2.
- Выполняемое упражнение должно иметь чётко выраженное начало и окончание, и должно выполняться без неоправданных пауз с фиксацией статических элементов, указанных как «держать» – не менее 2-х секунд. 6. Каждый судья суммирует сбавки за ошибки в технике выполнения элементов и соединений, указанные в таблице 3, вычитая их из 10,0 баллов.
- Судьи оценивают качество выполнения упражнений в сравнении с идеально возможным вариантом, учитывая требования к технике и стилю их исполнения.
- Ошибки исполнения могут быть: мелкими – 0,1 балла; средними – 0,3 балла; грубыми – 0,5 балла.
- Выполнение упражнения оценивается судейской бригадой, состоящей из трёх человек. Судьи должны находиться друг от друга на расстоянии, не позволяющем обмениваться мнениями до выставления оценки.
- При выставлении оценки большая и меньшая из оценок судей отбрасываются, а оставшаяся оценка идёт в зачёт. При этом расхождение между максимальной и минимальной оценками судей не должно быть более 1,0 балла, а расхождение между оценкой, идущей в зачёт, и ближней к ней не должно превышать 0,3 балла.
- Окончательная оценка выводится с точностью до 0,1 балла.
- Максимально возможная окончательная оценка – 10,0 баллов.
- Упражнение должно выполняться на акробатической дорожке шириной не менее 1,5 метров и длиной не менее 12 метров.
Таблица 1
Акробатическое упражнение девочек 7–8 классов – участниц муниципального этапа Олимпиады школьников
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И.п. – о.с. | ||
1 | Шагом правой (левой) вперёд, левую (правую) в строну на носок и фронтальное равновесие на правой (левой), левую (правую) в сторону не ниже 45°, держать | 1,0 |
2 | Приставляя ногу, кувырок вперёд прыжком в упор присев — кувырок вперёд в сед в группировке — лечь на спину, руки вверх | 1,0+1,0 |
3 | Согнуть руки и ноги – «мост», держать — поворот кругом (левую/правую) кругом в упор присев. | 2,0 |
4 | Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать – перекат вперёд в упор присев — кувырок назад в упор присев – встать, руки вверх | 1,0+1,0 |
5 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо (налево) лицом в направлении движения | 2,0 |
6 | Прыжок с поворотом на 180 градусов | 1,0 |
Акробатическое упражнение мальчиков 7–8 классов – участников муниципального этапа Олимпиады школьников
№ п/п | Упражнение | Стоимость |
И.п. – о.с. | ||
1 | Шагом правой (левой) вперёд, левую (правую) в строну на носок и фронтальное равновесие на правой (левой), левую (правую) в сторону не ниже 45°, держать | 1,0 |
2 | Приставляя ногу, кувырок вперёд прыжком в упор присев — кувырок вперёд в сед в группировке | 1,0+1,0 |
3 | Перекат назад в стойку на лопатках без помощи рук, держать — перекат вперёд в упор присев. | 1,0 |
4 | Толчком стойка на голове и руках (держать) – опуститься в упор присев – встать, руки вверх. | 2,0 |
5 | Махом одной, толчком другой переворот в сторону («колесо») и, приставляя ногу, повернуться направо
(налево) лицом в направлении движения |
2,0 |
6 | Прыжок с поворотом на 180° | 2,0 |
Таблица 3
Основные сбавки за нарушения техники выполнения отдельных элементов
№ | Ошибки исполнения | Сбавки |
1 | Сильное, до неузнаваемости, искажение элемента | – стоимость элемента |
2 | Недостаточная высота полётной фазы прыжков, искажение рабочей осанки, неточное положение
туловища, сгибание и/или разведение рук и ног |
– до 0,5 балла |
3 | Отсутствие слитности, неоправданные задержки между элементами | – до 0,3 балла каждый раз |
4 | Остановка при выполнении упражнения более 7 секунд | Упражнение прекращается и оценивается его выполненная часть |
5 | Фиксация статического положения, указанного как «держать», менее 2-х секунд | – стоимость элемента |
6 | Ошибки приземления при завершении элемента или упражнения в целом:
– переступание и незначительное смещение шагом – широкий шаг или прыжок – касание пола одной рукой, падение |
– 0,1 балла – 0,3 балла – 0,5 балла |
7 | Выход за пределы акробатической дорожки | – 0,5 балла |
8 | Отсутствие чёткого выраженного начала или окончания упражнения | – 0,3 балла |
9 | Повторное выполнение упражнения после неудачного начала | – 0,5 балла |
Спортивные игры (комплексное испытание: баскетбол, волейбол, футбол)
7-8 классы Девочки и мальчики
Упражнения выполняются поточно в представленной ниже последовательности (таблица 1) и схеме (рис. 1).
Оценивается общее время прохождения всех заданий комплексного испытания (выполнения всех упражнений) в секундах.
Старт участника производится по команде судьи.
Время финиша участника фиксируется сразу после пересечения линии финиша.
Методические указания к выполнению комплексного задания:
- Линия старта расположена на лицевой линии волейбольной площадки (не менее 1 м от стены зала).
- Расстояния между точкой (линией) окончания упражнения и точкой (линией) начала следующего упражнения указаны на схеме.
- Все задания располагаются строго последовательно, по периметру спортивного зала (24×12 метров), на безопасном расстоянии от стены (см. схему).
- Прохождение комплексного испытания оценивается судейской бригадой, состоящей из 3 человек. Первый судья располагается в зоне старта/финиша, даёт команду «Марш!»/свисток» и фиксирует время прохождения. Второй и третий судьи располагаются в зоне прохождения 1–5 упражнений и оценивает качество их выполнения. Рекомендуется, чтобы один из судей находился на лицевой линии волейбольной площадки и следил за безопасностью участников в зоне выполнения броска мяча в кольцо и выполнения передач волейбольного мяча.
Основой для разметки комплексного испытания является разметка волейбольной площадки.
Инвентарь и оборудование
Волейбольная площадка со специальной разметкой и оборудованием для выполнения конкурсного испытания (согласно схемам – рисунки 1 и 2). Вокруг площадки должна иметься зона безопасности шириной не менее 1 м полностью свободная от посторонних предметов.
- футбольный мяч – 1 шт. (размер 4);
- конусы – 7 шт для 7–8 классов, 7 шт для 9–11 классов;
- высокие стойки – 8 шт;
- секундомер – 2 шт;
- свисток – 1 шт;
- 1 волейбольный мяч (стандартный игровой мяч для классического волейбола, размер 4);
- 1 баскетбольный мяч (размер 6 для участников 7–8 классов и девушек 9–11 классов, размер 7 для юношей 9–11 классов);
- баскетбольный щит.
Методика оценки результатов
- Секундомер включается по команде («Марш!»/свисток).
- Секундомер выключается, когда участник с мячом пересек двумя ногами линию финиша после выполнения последнего задания.
- Результатом является общее время выполнения всех упражнений, включая «штрафные» секунды (в секундах, с точностью до десятых долей секунды).
- Чем меньше времени затрачено на выполнение упражнения, тем выше результат.
- Невыполнение одного из заданий – штраф 60 секунд.
Баскетбол:
- невыполнение задания (+60 с);
- непопадание мяча в кольцо (+ 5 с);
- выполнение броска в кольцо неуказанным способом (двушажная техника) (+ 5 с); – обводка стойки не с той стороны, перешагивание через стойку, нахождение мяча с одной стороны стойки, а участника с другой (+ 3 с);
- нарушение правил в технике ведения мяча (пробежка, пронос мяча, двойное ведение, неправильная смена рук, касание конусов или стоек-ориентиров) (+2 с);
Волейбол:
- невыполнение задания (+60 с);
- за каждую потерю мяча (+ 5 с);
- за каждое невыполнение передачи указанным способом (например, высота
полёта мяча менее 1,0–1,5 м, передача мяча не сверху, а снизу) (+ 2 с); – за каждый выход за пределы ограничения площадки (+3 с).
- отсутствие фиксации мяча в обозначенной зоне после выполнения передач
(+5 с).
Футбол:
- невыполнение задания (+60 с);
- необбегание конуса с мячом (+ 3 с за каждое нарушение);
- обводка конуса не с той стороны, перешагивание через конус, смещение конуса мячом или ногой, нахождение мяча с одной стороны стойки, а участника с другой (+ 2 с);
- непрохождение створа на финише (+10 с);
- выход мяча за пределы поля (+3 с)
- во время ведения участник слишком далеко (более 1 метра) отпускает мяч от
себя (+2 с),
- невыполнение указанного числа касаний мяча при ведении мяча по прямой
(+ 2 с за каждое нарушение).
Таблица 1
Последовательность выполнения упражнений полосы препятствий 7–8 классы
№
п/п |
Содержание упражнений | Требования к выполнению | Оборудование | Примечания |
1 | Старт.
Ведение (дриблинг) баскетбольного мяча одной рукой |
Участник находится на линии старта с мячом в руках. После команды судьи (команда: «Марш!»/ свисток) участник бежит с ведением мяча к высоким стойкам, затем обводит каждую из них по кругу (1-ю с правой стороны, 2-ю – с левой, 3-ю – с правой) и передвигается к линии старта следующего упражнения согласно рисунку 1, ведя мяч одной рукой. Стойки обводятся дальней от стойки рукой. | Для выполнения упражнения 3 высоких стойки ставятся последовательно на расстоянии
3 м друг от друга. 1-я стойка расположена на расстоянии 3 метра от линии старта (лицевой линии площадки). |
Потеря мяча не штрафуется |
2 | Обводка пяти стоек (дриблинг) правой–левой рукой, ведение и бросок баскет-
больного мяча |
Участник обводит первую стойку с левой стороны, вторую – с правой стороны, третья и пятая стойки обводятся с левой стороны, четвертая стойка обводится с правой стороны. Стойки обводятся дальней от стойки рукой.
Далее участник ведёт мяч к щиту и выполняет бросок мяча в кольцо правой рукой, используя двушажную технику. Выполнив бросок, участник не подбирая отскочивший мяч, продвигается к зоне выполнения следующего упражнения (рисунок 1) |
5 стоек, расположенных в 1 м друг от друга (согласно схеме) | Отскочивший мяч подбирает судья |
3 | Передачи волейбольного мяча двумя руками сверху над собой (10 передач) | Участник берёт волейбольный мяч, перемещается с ним в 3-х секундную зону баскетбольной площадки и выполняет 10 (десять) передач двумя руками сверху. Высота передачи мяча – не менее 1,0–1,5 м.
Закончив упражнение, участник ловит мяч и жёстко |
Волейбольный мяч лежит на месте пересечения боковой и лицевой линии волейбольной площадки (согласно схеме). | Следить за выполнением техники передачи мяча, высотой полёта. |
фиксирует его в ограниченной зоне (в трехсекундной зоне баскетбольной площадки, согласно схеме) выполнения и продвигается к зоне выполнения следующего упражнения. | Судья вслух считает засчитанные попытки | |||
4 | Обводка конусов ногой | Футбольный мяч лежит на специальной отметке (3 метра от лицевой линии площадки).
Участник начинает максимально быстро ведение мяча «змейкой» обводя конусы №1–3, начиная слева, и затем продвигается с мячом обратно, последовательно обводя конусы №3–1. Обведя конус №1, участник продвигается с мячом к зоне выполнения следующего упражнения. |
3 конуса, расположенные в 3 м друг от друга (согласно схеме). Первый конус расположен на расстоянии 2 м от линии старта в упражнении. | Ведение мяча может осуществляться любым из способов – внутренней и внешней частью подъёма, внутренней частью стопы, носком. |
5 | Ведение мяча в створ из 2 конусов, стоящих на расстоянии 3 м
друг от друга |
Закончив выполнение предыдущего упражнения, участник начинает максимально быстро ведение мяча по прямой (без учёта техники ведения – любой стороной стопы, носком) в коридор из 2-х конусов. Во время ведения мяча по прямой необходимо выполнить не менее 5 касаний мяча. Мяч, контролируемый участником, должен пересечь линию финиша в коридоре между 2-х конусов. | Конусы, расположенные в 5 м друг от друга, образуют коридор шириной 2 метра
(согласно схеме). Для удобства обозначения коридора рекомендуется начертить линию 5 метров между конусами. |
|
6 | Финиш | Программа выступления считается законченной в момент пересечения участником двумя ногами линии финиша. Фиксируется общее время выполнения всего комплексного задания. Результат определяется по сумме времени выполнения и штрафного времени. | Обозначенная линия между 2-мя конусами
|
Участник должен пересечь линию финиша обеими
ногами |