Олимпиадные задания Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 9 классе
Олимпиадные задания для муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ в 9 классе на 2015 — 2016 учебный год.
Теоретический тур
Тестовые заданиядля 9 классов
№ п.п. | Тестовые задания | Ответы в баллах | |
Определите один правильный ответ | |||
1. | При преодолении различных участков местности средняя расчетная скорость движения пешехода уменьшается по лугу с кочками на:
а) 25%; б) 50%; в) 25-30%; г) 50-60%; д) 10-15%. |
||
2. | В каком случае разрешена перевозка пассажиров на велосипеде?
а) если на велосипеде установлено специальное сиденье и подножка; б) если на велосипеде установлен специальный знак; в) если возраст пассажира не более 7 лет и велосипед оборудован специальным сиденьем; г) если пассажир инвалид и велосипед оборудован специальным сиденьем; д) с разрешения работников ГИБДД. |
||
3. | Отравление каким АХОВ (отравляющим веществом) характерно при следующих признаках отравления.
Сильное раздражение слизистых, кожи, затрудненное дыхание и глотание, кашель, жжение, покраснение кожи: а) иприт; б) хлор; в) аммиак; г) сернистый ангидрид; д) сероводород. |
||
4. | К каким видам природных ресурсов относятся Мировой океан, атмосферный воздух, Антарктида?
а) к исчерпаемым; б) к международным; в) к местным; г) к общегосударственным. |
||
5. | Определите по масштабам последствий, к какой категории относится авария, произошедшая на химически опасном объекте, если ее последствия ограничиваются производственной площадкой данного объекта:
а) глобальные; б) региональные; в) местные; г) локальные; д) общие. |
||
6. | Правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров – это
а) правила пожарной безопасности; б) нормы пожарной безопасности; в) регламент пожарной безопасности; г) противопожарный режим. |
||
7. | Что называется, виктимным поведением?
а) поведение, граничащее с хулиганскими действиями; б) неверие в свои силы, избегание конфликтов, сильное их переживание; в) поведение потенциальной жертвы, провоцирующее преступника; г) поведение человека, который совершает против вас противоправные действия. |
||
8. | Координирующими органами РСЧС на территориальном уровне являются:
а) региональные центры по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России; б) комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации; в) межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидациичрезвычайных ситуаций, и ведомственные комиссии по ЧС (КЧС) в федеральных органах исполнительной власти; г) комиссия по ЧС органов местного самоуправления, действующих на территории района, города; д) объектовые комиссии по ЧС. |
||
9. | Как называются частицы ионизирующего излучения, которые распространяются на небольшие расстояния: в воздухе не более 10 см, в живой клетке до 0,1 мм и полностью поглощаются листом бумаги?
а) гамма-излучение; б) бета-излучение; в) альфа-излучение; г) нейтронное излучение. |
||
10. | К какой группе здоровья относятся дети со сниженной сопротивляемостью организма, у которых отсутствуют хронические заболевания, а также дети, часто (4 раза в год и более) и длительно болеющие (более 25 дней по одному заболеванию)?
а) к 4-ой группе; б) ко 2-ой группе; в) к 1-ой группе; г) к 3-ьей группе. |
||
11.
|
При отравлении каким сильнодействующим ядовитым веществом необходимо оказать следующую первую медицинскую помощь пострадавшему?
Тепло, покой, дать кислород, теплое молоко с содой. На глаза примочки с 3%-ным раствором борной кислоты. Искусственное дыхание с кислородом: а) аммиак; б) сероводород; в) сернистый ангидрид; г) хлор; д) фосген. |
|
|
12. | Действие цунами менее опасно …
а) на равнинных побережьях; б) на побережьях с пологим берегом; в) в открытых бухтах и заливах; г) в открытом океане. |
||
Определите все правильные ответы | |||
13. | Вы разожгли костер последней спичкой, а необходимость сохранять добытый огонь длительное время из-за сложившихся обстоятельств осталась.
Как вы попытаетесь сделать это: а) наполните ведро хорошо высушенными грибами — трутовиками или пометом животных и зажжете их; б) отыщите смолистую ветку и подожжете ее; в) наполните ведро, в котором предварительно проделаны отверстия, прогоревшими углями; г) найдете сухой, трухлявый пень и подожжете его; д) пополните ведро еловыми или сосновыми шишками и подожжете; е) изготовите веник из сухих растений и подожжете. |
||
14. | Вы проживаете в селеопасном районе. Находясь дома, услышали по радио сообщение об угрозе схода селя. У вас в запасе 30 минут. Каковы будут ваши действия?
а) плотно закроете вентиляционные и другие отверстия; б) закроете все двери, окна; в) предупредите соседей об угрозе селя; г) будете выходить на склон горы, находящийся на селебезопасном направлении; д) будете выходить на склон горы через ущелье или небольшую долину; е) возьмете с собой то, что положено иметь при эвакуации. |
||
15. | Назовите основные правила безопасного поведения во время эвакуации и движения по зараженной местности.
а) использовать средства защиты органов дыхания и кожи; б) если очень устали, то можно изредка ставить вещи на землю; в) не поднимать пыль, избегать движения по высокой траве или кустарнику; г) через 30 минут движения можно на 5 минут лечь и поднять ноги выше головы; д) можно изредка снимать противогаз, на время снятия надевать респиратор; е) во время движения не пить, не принимать пищу. |
||
16. | Укажите субъективные показатели самоконтроля состояния организма в индивидуальной системе здорового образа жизни.
а) самочувствие человека; б) частота сердечных сокращений; в) работоспособность; г) сон; д) артериальное давление; е) состояние кожного покрова. |
||
17. | Среди перечисленных ниже причин укажите те, которые характерны для взрыва на промышленных предприятиях и в быту.
а) понижение давления в технологическом оборудовании; б) повышение температуры внутри производственного оборудования; в) несвоевременное проведение ремонтных работ; г) неосторожное обращение со взрывчатыми веществами; д) отсутствие легкосбрасываемых конструкций во взрывоопасных производствах; е) отсутствие специальных устройств дымоудаления. |
||
18. | Причинами изменения теплового баланса в атмосфере Земли являются:
а) ураганы, бури, смерчи; б) загрязнение атмосферы мелкодисперсной пылью, которая остается в верхних слоях, образуя тепловые облака; в) техногенные аварии; г) парниковый эффект; д) энергия (теплота), выделяемая в результате хозяйственной деятельности человека. |
||
19. | Каковы основные признаки отравления человека никотином?
а) покраснение лица, повышенная температура; б) кашель, тошнота; в) головокружение; г) горечь во рту; д) снижение остроты зрения; е) отсутствие аппетита. |
||
20. | Укажите, к каким заболеваниям у подростка может привести излишнее употребление сахара.
а) угревая сыпь; б) избыток веса; в) кариес; г) диарея; д) отекание конечностей; е) ухудшение зрения. |
Теоретический тур
Письменные задания для 9 классов
Задание 1. Вставьте в текст «Экологическая безопасность» пропущенные термины из предложенного списка, а затем запишите получившуюся последовательность цифр выбранных ответов в приведённую ниже таблицу.
Экологическая безопасность
Экологическая безопасность – предотвращение существующей угрозы значительного _______________ (А) экологических параметров среды __________ (Б) людей и биосферы в целом, состоянию атмосферы, гидросферы, литосферы и ближней космосферы, видовому составу животного и растительного мира, а также _______________ (В) истощения невознобновляемых ______________ (Г) ресурсов в результате различных видов деятельности человека. |
Перечень терминов:
- Обитания;
- Снижение;
- Масса;
- Опасность;
- Ухудшение;
- Возможный;
- Природный;
- Всякие.
Ответ:
А | Б | В | Г |
Задание 2. Основываясь на знаниях в области безопасного поведения при террористических актах составьте фразу (определение понятия) из приведенных фрагментов, поясните, что она означает, и запишите её полностью:
а) …навязывания определенной линии поведения…;
б) …насильственные действия или угроза их применения …;
в) …политических противников, конкурентов…;
г) …с целью устранения, подавления…
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Использование средств индивидуальной защиты органов дыхания – наиболее эффективный способ защиты населения в реальных условиях радиоактивного или химического заражения окружающей среды. Исходя из этого:
Установите соответствиемежду средствами индивидуальной защиты и их назначением.
Противогазы ГП, ПДФ | Предназначены для работы в атмосфере недостатка кислорода, при высоких концентрациях АХОВ, на малых глубинах |
Респираторы РУ и РПГ | Обеспечивает защиту органов дыхания, лица и глаз от АХОВ, находящихся в окружающем воздухе в газообразном, парообразном и аэрозольном состояниях при достаточном количестве кислорода в воздухе |
Респираторы Р, ШБ | Обеспечивают защиту от паров и аэрозолей АХОВ. Их нельзя применять, если АХОВ оказывает воздействие на кожу и глаза |
Противогазы ИП | Для защиты органов дыхания от радиоактивной, грунтовой пыли, бактериальных аэрозолей. |
Задание 4. Заполните таблицу:
Неотложные состояния | Возможные последствия неотложного состояния, если вовремя не будет оказана первая помощь |
Солнечный удар | |
Тепловой удар | |
Термический ожог | |
Отморожения |
Задание 5. Укажите стрелками соответствие в названии и способе применения средства тушения небольшого загорания в быту.
Снег |
Веники из зеленых веток |
Песок, земля |
Брезент, верхняя одежда |
Стиральный порошок |
Для тушения небольших очагов горения, в том числе проливов горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы и др.) |
Применяются для захлестывания кромки огня ветками при небольших загораниях в лесу |
Можно тушить почти все, за исключением электропроводки и горючих жидкостей |
Можно использовать для тушения горючих жидкостей, жира, а также для прекращения доступа воздуха к очагу горения |
Для засыпки мелких очагов возгорания в быту (в бытовых электроприборах, в газовых шлангах, на газовой плите, средства бытовой химии и т.п.)
|
Практический тур
Задания для 9 классов
Задание 1. Пострадавший получил обморожение руки. Образовались пузыри, наполненные кровянистым содержимым, кожа нечувствительная к раздражениям. Окажите первую медицинскую помощь.
Условия: Выполняется на манекене или статисте.
На исходном рубеже находятся:
Пострадавший, аптечка, различные фиксирующие материалы, термос с надписью чай, сотовый телефон, табличка с адресом и номером телефона, ведро с холодной водой, шерстяное изделие (шарф, перчатка или еще)
Задание 2. Сообщение «Внимание всем!» об аварии на атомной подстанции (без эвакуации).
Условия: Участник в течение нескольких минут составляет текст экстренного сообщения и озвучивается с помощью микрофона.
На исходном рубеже находятся:
Бумага, ручка, микрофон.
Задание 3.Определение расстояния по карте с использованием подручных средств.
Условия: Участник в течение нескольких минут определяет расстояние по карте с помощью подручных средств.
На исходном рубеже находятся:
Линейка с миллиметровыми делениями, нитка, карта с обозначенным масштабом и проложенным карандашом извилистым маршрутом.
Задание 4. Передача сигналов бедствия с помощью жестов.
Условия: Участник должен показать жестом выбранный сигнал бедствия за контрольное время — 15 секунд.
- Участник выбирает карточку из числа перевернутых (приложение 1) на столе со значением сигнала бедствия (в это время жюри включает секундомер);
- Участник показывает жестом сигнал бедствия, при этом готовность жеста подтверждается словом «Готово» (в этот момент члены жюри выключают секундомер)
Задание 5.Приведение гражданского противогаза ГП-5 (ГП-7) в «боевое» положение
Условия: По команде члена жюри «газы» привести противогаз в «боевое» положение за 7 секунд.
На исходном рубеже находятся:
Противогазы всех размеров.
- Участник выбирает противогаз нужного размера.
- По команде члена жюри «газы» включается секундомер.